Вы здесь
Главная > Театр > Триумф любви

Триумф любви

28 января в театре «Легенда» шел снег над вокзалом, с которого поезда отправлялись в дальний путь, пока их пассажиры страдали, мечтали, вспоминали юность и любили до исступления в невероятно сентиментальном, ироничном и соблазнительном спектакле «Бунин. Мужчина и женщина». Режиссер Саша Сергеев создал постановку по мотивам пяти рассказов первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе Ивана Бунина из самого романтичного сборника писателя «Темные аллеи», которые объединяет одна общая тема – триумф любви. Постоянное преображение пространства, благодаря уникальным декорациям и зрелищному видеоряду, приводит к активному развитию действия, где есть место и для ностальгии под трогательные звуки музыки, и для юмора, и для символизма, и для эстетики. Камерность театра позволяет вблизи почувствовать контакт с актерами через строки Бунина, танцы и полноценное взаимодействие, в котором пишется вся палитра красок самого загадочного и воспетого поэтами чувства – любви.

Главные темы творчества Бунина – отношения между мужчинами и женщинами и дорога. Стихи и проза писателя наполнены безупречно подобранными эпитетами, метафорами и символами. Самый подходящий символ для передачи этих смыслов – поезд. В этом понятии одновременно объединены и романтика дальней дороги, и ожидание новой жизни, и тревога в связи с надвигающимися переменами. Прощание на вокзалах вызывает слезы из-за предстоящей разлуки и надежду на новую встречу. Прибытие – это удовольствие от достижения цели и объятия встречающих на перроне. Поезд также символизирует всю нашу жизнь, в стремительном движении которой нам встречаются разные попутчики: одним хочется раскрыть душу, а с другими поскорее проститься. Неслучайно именно объемный, трехмерный, трансформирующийся поезд становится основным местом действия спектакля и линией, связующей истории: «В одной знакомой улице», «Кавказ», «Зойка и Валерия», «Руся» и «Натали».

Фоном для происходящего на сцене служит видеоряд. Особую атмосферу спектаклю придают виды морских волн, потемневшего от грозы неба, падающего снега, полнолуния, летящих журавлей и многие другие.

Зрителей встречают равнодушный, бывалый проводник, то ли Харон, то ли всесильный перст судьбы — Виталий Григорьев и светловолосый юноша с сияющими от счастья глазами, в бежевых брюках, жилетке и шляпе – Василий Башмаков. Он «чувствовал себя легко, молодо и думал», а еще, конечно, любил такую же юную, худенькую девушку (Мария Еричева) в шерстяных носках, длинной сорочке и голубой шали. Они танцуют, и на пике романтического движения танцуют их руки. Она его кормит, играет ему на пианино и уговаривает сбежать, а он обещает все, что так нужно обещать.

Вторая история еще более романтична, в частности, и благодаря тому, что диада сменяется тем, без чего невозможна ни одна романтическая история – любовным треугольником. В рассказе «Кавказ» есть своя пикантность от того, что дама несвободна и любима одновременно двумя мужчинами, каждый из которых мечтает отправиться с ней в романтическое путешествие в «горные джунгли» и слушать шум волн на пляже. Мелодраматичность происходящего усилена редкостной художественной тонкостью, с которой передана красота мимолетного мгновения взаимности. Белый прозрачный тюль обрамляет морские пейзажи, на фоне которых двое людей в белом (Руслан Бальбуциев и Мария Филиппова) разрешают себе быть счастливыми. Ради таких моментов стоит жить, но они же могут стать поводом для самых непоправимых решений.

Подобное балансирование на грани с еще более повышенной горячностью чувств раскрывается в комичной и одновременно печальной истории об обманутой дачной любви «Зойка и Валерия». В этом новом треугольнике есть кудрявая, молодая, озорная хохотушка с красным бантом на голове — Зоя (Анастасия Трошина) и ее соперница – шикарная, соблазнительная дама с томным взглядом — Валерия (Валерия Сигидина). Здесь показана вся мазохистичность любви в постоянном движении от близости к невзаимности. Несмотря на то, что каждый может остановиться, обернуться и ответить «да» на призыв другого, бурный поток страстей заставляет их, закрыв глаза на свои чувства и чувства других людей, на бешеной скорости мчаться туда, где уже ничего изменить не получится. Как бы бесподобна ни была Валерия, и ей приходится слышать фразу, сказанную с равнодушием: «Я вас не люблю. Полюблю, если заслужите». Как бы молода ни была Зоя, и ее молодость не всесильна, когда возлюбленный слишком влюбчив. Но несмотря на трагизм сюжета, история рассказана с юмором, доходящим вплоть до буффонады, что придает происходящему на сцене такую легкость и синтетичность, что даже эта трагедия кажется оптимистической.

Невозможно представить поезд без разговоров по душам за чашкой чая. И четвертая история «Руся» — это воспоминание о той «возлюбленной нами, что как никакая другая возлюблена не будет!». В одной лодке, которой так и не пришлось разбиться о быт, оказались художница в желтом сарафане Руся (Валентина Алмакаева) и Он (Максим Стафеев). Очень тонко показан образ русской скромницы, прекрасной в своем озорстве, особенно когда она на спор ест лук или танцует с веслом. И очень контрастно с ней выглядит Он – капризный, интеллигентный, застенчивый и бравирующий.

И окончательная победа любви наступает в последней сцене — «Натали», в которой это чувство приходит из фантазии, сна, грезы в жизнь, где, несмотря на то, что к одной женщине влечение может быть физическое, а к другой — духовное, в идеально-романтическом мире Бунина побеждает, конечно, то, которое основано не на инстинктах, а на высших психических функциях, которые и отличают человека разумного от животного.

Как бы значительна ни была литературная основа, от реализации на сцене зависит очень многое. Актеры театра «Легенда» смогли великолепно показать все то, за что многие очень ценят Ивана Бунина: упоительное счастье любви с оттенком печали, сердечные авантюры с интимной атмосферой и экспрессивностью страстей, романтичность женской души и беспечную легкомысленность мужских обещаний. Режиссура постановки – невероятно живописна и объединяет оттенки водевиля, комизм в духе скетчей, поэтику текста, а также блестящее владение техникой роли артистами, чтобы воплотить мечты в ту реальность, в которой театр становится местом, где невозможное реализуется в разных вариациях, каждую из которых зритель может примерить на себя.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа 

Добавить комментарий