Вы здесь
Главная > Театр > «Школа с театральным уклоном»: выдуманный мир несчастных людей

«Школа с театральным уклоном»: выдуманный мир несчастных людей

Спектакль режиссёра Дмитрия Пантелеева в театре Легенда поставлен по пьесе Дмитрия Липскерова «Школа с театральным уклоном» (Школа для эмигрантов). Премьера состоялась 11 июня 2021 года и называлась изначально «Про плебеев и князей». И, действительно, тут присутствует почти настоящий князь, да и без плебеев не обошлось.


Бал у графа, венчание с американкой, испанская коррида, русская глубинка, путешествия, охота на медведя – и всё это в пустом обшарпанном физкультурном зале школы с театральным уклоном, где учатся дети, любящие искусство и не уважающие и не любящие «обычных», далёких от творчества учителей.

Такими простыми учителями являются Виктор Трубецкой (Олег Алмазов) – преподаватель физкультуры и Серж Винницкий (Ник Тихонов) – преподаватель географии. Первый одинок, он не создал собственную семью, у него нет карьеры, он болезненно самолюбив и очень гордится своей благородной «княжеской» фамилией. Второй живёт с нелюбимой женой, имеет больного сына, нелеп и часто смешон, и тоже, в сущности, одинокий. Одиночество, неустроенность и отсутствие в жизни любви – основные темы спектакля.


Чтобы хотя бы на время забыть о реальности с её непрекращающимися проблемами, приятели разыгрывают отчаянную в своей безысходности постановку, где присутствует бешеная страсть, насыщенная событиями жизнь и любовный треугольник. Всё это щедро приправлено то возвышенными, то саркастичными, но неизменно горестными диалогами с нотками бреда – прямо посреди школьной раздевалки. Раздевалки, которую они собирались красить, но так и не начали — повсюду стоят нетронутые вёдра с краской и лежат малярные кисти. На требующих срочного ремонта стенах висят плакаты с голливудской звездой кино, поперёк комнаты вытянулась длинная школьная скамья, а за дверью в спортивном зале гуляет громкое эхо. На фоне этой бытовой обстановки Серж и Виктор достают коробки с театральным хламом, наряжают в красный гарнитур бесформенное чучело, наклеивают на место его лица плакат с изображением Мэрелин Монро и начинают игру-путешествие к осознанию самих себя.

Пространство литературного материала даёт возможность раскрыть образы героев путём трагикомической клоунады и кривляния — через их иллюзии проступают характеры, мечты и стремления персонажей. Как же хочется неудачникам стать значимыми и уважаемыми людьми, достойными любви и дружбы! Но в реальной жизни этого не получается, и остаётся только петь под гитарку, как Серж, популярную песенку ямщика «Ну, быстрей летите, кони, отгоните прочь тоску!». Композитор Ник Тихонов оформил спектакль размеренными музыкальными композициями с записями детских рассуждений обо всём на свете – о Боге, композиторах, фонарях и заливе. Наивные тексты добавляют лёгкого ребячества драматическим событиям на сцене.

А сквозь бутафорский мир, выстроенный персонажами, прорывается безрадостное тоскливое настоящее, где нет никаких событий и страстей. И среди придуманных диалогов вдруг звучит обиженное «Не трогай мою внешность! Сколько можно об этом говорить!» или грубое «Заткнись!».


 Но вот выдуманные ситуации исчерпывают себя, и финал у красиво начинающейся истории выходит трагическим, хотя и закономерным. В жизни у этой парочки учителей ничего не может измениться – даже в мечтах. Виктор и Серж перестают играть, откладывают реквизит, снимают костюмы и оказываются в изначальных обстоятельствах – в школе с театральным уклоном. Друзья принимаются за покраску спортивной раздевалки. Конец фантазиям.

Текст: Дарина Львова 

Фотографии из открытого доступа 

Добавить комментарий