ВОЛКОВ и ГАЙВОРОНСКИЙ: квартирник на mArsе

Владимир Волков и Вячеслав Гайворонский сыграли праздничный квартирник в арт-пространстве mArs 28 декабря. В преддверии VIII Фестиваля VOLKOV ManiFEST музыканты рассказали о программе фестиваля и ответили на вопросы из зала. Владимир Волков рассказал о возникновении фестиваля, о своих музыкальных инструментах и о том, почему не играет в оркестрах, а Вячеслав Гайворонский поделился воспоминаниями о совместных выступлениях и рассказал о том, почему оставил профессию хирурга и посвятил себя музыке.

Владимир Волков — один из лучших современных контрабасистов, выступает вместе с коллективом «Волковтрио», постоянный участник группы «АукцЫон», регулярно участвует в выступлениях Вячеслава Гайворонского, Андрея Кондакова, Сергея Старостина, Аркадия Шилклопера и других. В своих звуковых экспериментах Владимир Волков ступает на совершенно разные территории: играет раннее барокко, исполняет хиты минимализма, озвучивает кинофильмы, а также сотрудничает с театром — и как приглашенный музыкант, и как актер.
 
Вячеслав Гайворонский – трубач, композитор, музыкальный теоретик. Создал систему ладов, объединяющую универсальные свойства разных музыкальных традиций. Гайворонский сочетает в своем творчестве традиции классической музыки, фри-джаза, алеаторики, бибопа, индийских раг и фольклора разных стран. Среди его сочинений – симфонические поэмы, опера, мюзикл, симфонические обработки песен Бориса Гребенщикова.
 
VOLKOV ManiFEST — мультижанровый фестиваль контрабасиста, композитора и импровизатора Владимира Волкова представляет выдающихся джазменов и неоклассиков, на одной сцене встречаются театральный перформанс, джаз, фолк, барокко. Восьмой фестиваль продлится с 3 по 7 января 2022 года. Выступления пройдут на сцене Яани кирик и Social club.
 
VIII Фестиваль VOLKOV ManiFEST
Художественный руководитель – Владимир ВОЛКОВ
3 – 7 января 2022 г.
 
Яани кирик (ул. Декабристов, 54)
3 января 19.00 – Фольклор и Рождество
Аркадий Шилклопер – Сергей Старостин – Владимир Волков;
Кантата «Мистерия Рождества», автор Руст Позюмский,
ансамбль «Новоселье» и детский хор «Аврора»
 
4 января 19.00 – День FREE и джаза
Евгений Стригалев – Владимир Волков – Петр Ившин;
Антон Боярских – Андрей Кондаков – Гарик Багдасарьян – Владимир Волков
 
6 января 19.00 – День перформанса и романса
«Фауст» - Павел Семченко, Владимир Волков;
Романсы Александра Даргомыжского – Екатерина Тарасова, Гайворонский – Кондаков – Волков
 
Social club (ул. Рубинштейна, 40/11)
7 января 19.00 – Слушай, Петербург
«Ленинградские песни» - А. Колчина, Д. Семенов, А. Кондаков, Г. Багдасарьян, В.Волков

Каждый VOLKOV ManiFEST уникален. В этот раз гостей фестиваля в первый же день ждет премьера - исполнение кантаты Руста Позюмского, который анонсировал ее на свой страничке в фэйсбуке: Я долго пытался скрыть происходящее и делал вид, что ничего не происходит, но теперь это уже видимо невозможно! Итак: 3 января в Санкт-Петербурге (Яани-кирик) в рамках Волков-манифеста, а 10 января в Москве (ДК Рассвет) состоится премьера моего нового большого сочинения "мистерия Рождества", которое с Божьей помощью исполнит ансамбль "Novoselie".
Новость заключается в том, что на этот раз к уже знакомому публике составу "Novoselie" (консорт виол, консорт голосов, бассо континуо) присоединится замечательный детский хор "Аврора", которым руководит Анастасия Беляева. Хор, увидеть и услышать который, как мне кажется, стоит всем любителям музыки. Дело в том, что речь в мистерии идёт о душе, душе по умолчанию детской, вне зависимости от того находится ли она в теле ребёнка или взрослого.
Изначально я взял за смысловую основу сюжет "девочки со спичками", но в процессе сочинения и размышлений о природе рождения в этом или другом мире пришёл к совсем другой истории, в которой переплетены рождественские мотивы и мотивы своеобразной "народной" космогонии, и в которой смерть воспринимается тоже, как своего рода рождество, рождение к Богу, ко всем кого мы любили и любим и кто уже больше не с нами. Таким образом, идея смерти лишена привычной трагичности и воспринимается скорее, как переход бессмертной души из одного состояния в другое, но не теряющее от этого своей значительности"
.

Второй день фестиваля будет посвящен творчеству Бориса Виана. В концерте примет участие переводчик Валерий Кислов, который представит подготовленную им книгу "Деваться некуда". Борис Виан придумал фабулу в духе Вернона Салливана, написал четыре главы и не завершил роман. Через сто лет после рождения писателя наследники предложили литературному объединению УЛИПО (Увеличение ЛИтературной ПОтенции) дописать продолжение. Авторы УЛИПО согласились и создали новый детектив, поиграв в шарады и с автором идеи, и с читателями.

На третий день гостей фестиваля ждет перфоманс по "Фаусту" от Владимира Волкова и Павла Семченко из театра "Ахе". На четвертый день слушатели познакомятся с новыми интерпретациями хитов ленинградских композиторов. Рассказ о каждом дне фестиваля сопровождался исполнением музыкальной композиции, приблизительно похожей на ту музыку, что будет звучать в соответствующий день.

Владимир Волков рассказал, что придумал фестиваль Денис Рубин, занимавшийся в то время организацией концертов в музее Эрарта. Именно Денис убедил Волкова, что его плодотворное сотрудничество с музыкантами, исполняющих самую разную музыку: джаз, рок, неоклассику и классику, барокко и так далее, дает благодатную почву для такого уникального явления, каким стал VOLKOV ManiFEST.

Название возникло как шуточный ответ на рекламу международного выставочного проекта MANIFESTA, афишами которого пестрел город, когда идея фестиваля только формировалась.

Закончив рассказывать о фестивале, музыканты начали отвечать на вопросы из зала. Волкова попросили рассказать о его инструментах. История оказалась куда интересней, чем можно было ожидать. Владимир рассказал, что точно неизвестно, чем изначально был его контрабас, и в каком веке этот инструмент был изготовлен. По мнению некоторых специалистов, он мог быть создан в XVIII веке, сам же музыкант считает, что его могли сделать и веке в XVI-ом. Волков предполагает, что изначально это был не контрабас, а виола. Неизвестно даже, сколько струн могло быть у этого инструмента при создании, поскольку гриф инструмента был заменен. Также неизвестно, что значат буквы "L" и "K" на задней стенке контрабаса. Владимир полагает, что это обозначение принадлежности к некой коллекции, и шутит, что аббревиатуру можно расшифровать как "Ленинградская консерватория". По словам Волкова, единственный способ выяснить, как изначально выглядел его инструмент, это найти еще один такой же. Музыкант рассказал, что старинные инструменты, дошедшие до нас, в большинстве случаев не сохраняются в оригинальном виде, их переделывают в соответствии с требованиями времени. Владимир во время учебы дружил с однокурсником, который увлекался не столько игрой, сколько поиском необычных инструментов. Именно он как-то и привез ему этот контрабас. Волков сразу понял, что инструмент необычный благодаря его особенным формам и пропорциям. Несмотря на то, что контрабас был в плачевном состоянии, довольно быстро удалось его починить. Как особо подчеркнул музыкант, после лечения давно молчавший инструмент зазвучал, едва на него поставили струны, что является верным признаком очень хорошего инструмента.

Вторым инструментом Волкова этим вечером была "кора" - африканская протоарфа.

Кора изготовляется из большого калабаса, разрезанного пополам и перетянутого коровьей кожей. Это резонатор; задняя его сторона может использоваться и для поддержания ритма. Резонатор имеет небольшое отверстие. К резонатору крепится гриф с зазубринами. Звучание коры похоже на звук арфы, но при игре в традиционном стиле больше напоминает фламенко или блюзовые гитарные техники. Большим и указательным пальцами игрок перебирает струны, придерживая инструмент остальными пальцами. Традиционная кора имеет 21 струну, одиннадцать для левой руки и десять — для правой. Современные коры могут иметь дополнительные басовые струны (до четырёх) — например, так делают на юге Сенегала. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми. Традиционно на коре играют гриоты — бродячие певцы, сказители и хранители легенд. Это преимущественно жители Гвинеи, Мали, Сенегала, Гвинеи-Бисау и Гамбии. Мастера игры на коре называют джали. Достигнув мастерства в игре на коре, джали должен сам сделать себе инструмент.

На вопрос о том, почему Владимир Волков в начале своего пути отказался играть в оркестре, отвечали оба музыканта практически хором: все дело в ограничениях индивидуальности, которые требуются в оркестре, что абсолютно противоречит той импровизационной музыке, которая им по душе.

Вячеслав Гайворонский много говорил о музыке, вспоминал, как они вместе с Владимиром играли "собачатину", а слушатели кричали "прекратите играть Ташкент". Вспоминал, каким негодованием было встречено и первое исполнение Волковым и Гайворонским интерпретаций Даргомыжского, как возмущена была тогдашняя публика, не готовая к их "хулиганству". Сегодняшняя же публика с удовольствием прослушала фрагмент, который должен был дать представление о том, каким будет вечер романсов Даргомыжского на фестивале.

"Почему вы перестали быть врачом?" - прозвучал в какой-то момент вопрос из зала. "Потому что меня оскорбили, - ответил Гайворонский - сказали, что я лучший духовик среди хирургов и лучший хирург среди духовиков. Я и бросил то, что было под рукой - скальпель. А мог бы бросить трубу". Услышав, что Вячеслав проработал хирургом 15 лет, зал поблагодарил его овациями.

Текст и фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения