«Женский голос, как ветер, несется…»: к 95-летию Галины Вишневской

Концерт Опера-гала, посвященный 95-летию выдающейся русской певицы Галины Вишневской, состоялся 15 декабря в Большом зале филармонии. Названием для праздничной программы стала строка Анны Ахматовой из стихотворения, написанного под впечатлением от пения Галины Павловны: «Женский голос, как ветер, несется…». 

В праздничном концерте приняли участие солисты оперных театров, Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Тбилиси и Гамбурга, в том числе те, которые стажировались в ее центре, а также Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением главного дирижера Михайловского театра Александра Соловьева. В программу концерта вошли арии и ансамбли из опер Россини, Верди, Чайковского, Пуччини, Массне, Масканьи, Чилеа, Прокофьева, оперетт Легара и Бернстайна

Перед концертом мы встретились с солистами Ириной Моревой и Александром Богданчиковым, которые поделились своими воспоминаниями о Галине Вишневской.

Галина Вишневская начинала свою карьеру в Ленинградском театре оперетты, а затем с 1952 по 1974 пела в Большом театре. За время работы в Большом театре она исполняла заглавные партии в более тридцати русских и западноевропейских оперных спектаклях. Галина Вишневская внесла огромный вклад в мировое оперное искусство. Она принимала участие в первых постановках на русской сцене опер «Игрок» Прокофьева и «Человеческий голос» Пуленка, в 1966 году снялась в главной роли в фильме «Катерина Измайлова» - экранизации одноименной оперы Д.Д. Шостаковича на сюжет Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

После вынужденного отъезда вместе с мужем, виолончелистом и дирижером Мстиславом Ростроповичем, из СССР в 1974 году Галина Вишневская пела на крупнейших сценах мира – в Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Гранд-опера, Ла Скала, Мюнхенской опере, проводила мастер-классы и входила в состав жюри крупнейших оперных конкурсов.

Вернувшись на родину в начале 1990-х годов, Галина Вишневская стала почетным профессором Московской консерватории. 1 сентября 2002 году исполнилась мечта певицы: в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, в котором она передавала свои знания и опыт талантливым молодым артистам.

Ирина Морева окончила Магнитогорскую консерваторию в 2008 году, с 2011 года - солистка Центра оперного пения Галины Вишневской. Лауреат XI Международного молодежного конкурса-фестиваля «Надежды, таланты, мастера» (Болгария,2006), II открытого конкурса вокалистов В. Левко (Москва, 2008). Лауреат I премии и обладатель Приза зрительских симпатий V конкурса оперных артистов Галины Вишневской (Москва, 2014). Она рассказала, что на свою первую встречу с Галиной Вишневской пришла с красными розами, т.к. где-то прочитала, что это любимые цветы певицы. После прослушивания Галина Вишневская сказала ей: «Давайте попробуем». Так Ирина Морева была зачислена в Центр. Всего несколько уроков получила Ирина Морева у Галины Вишневской, но до сих пор помнит и ценит советы мастера. Помнит, что Галина Вишневская никогда не позволяла себе опаздывать на урок, приходила всегда минут за 15 до его начала. Работали они тогда над партией Аиды – одной из любимых Галиной Вишневской. Ирина Морева рассказала, что в то время у нее не очень получалось в арии Аиды в третьем акте переход на пиано. На что Галина Вишневская ей сказала, что если б у нее это получилось, то тогда бы она могла все, и учиться ей уже было бы нечему.

На концерте Ирина Морева прекрасно исполнила ариозо Лизы из оперы «Пиковая дама» Чайковского и арию Тоски из оперы «Тоска» Пуччини. Исполненный вместе с Олесей Петровой дуэт Аиды и Амнерис из оперы «Аида» Верди во втором отделении концерта вызвал буру восторга у публики. 

О своей учебе в Центре оперного пения рассказал также певец Алексей Богданчиков. Он окончил Московскую консерваторию в 2015 году. С 2008 по 2010 год стажировался в Центре оперного пения Галины Вишневской. Принимал участие в гастролях Центра в России, Германии, Польше. В 2009-2010 годах был стипендиатом Фонда Мстислава Ростроповича. Лауреат международных конкурсов Armel (III премия, Венгрия, 2010), «Дебют» (II премия, Германия, 2012), 57-го Международного конкурса «Вердиевские голоса» (I премия, Италия). С 2014 года является солистом Московского театра Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. С 2015 года – солист Гамбургской государственной оперы. 

Он вспоминал, что Галина Вишневская в своем уже не молодом возрасте было очень красивой женщиной, очень ухоженной и всегда очень красиво одетой. Когда Алексей стажировался в Центре оперного пения, он еще продолжал учебу в Московской консерватории, поэтому какие-то занятия был вынужден пропускать. Когда это дошло до Галины Вишневской, она сказала, чтобы его зачислили в ее класс, тогда он точно не сможет пропускать занятия в Центре. Алексей с благодарностью вспоминал уроки Галины Вишневской. Как рассказал Алексей, на занятиях в Центре занимались не техникой, т.к. все стажеры уже имели вокальное образование, а интерпретацией оперных партий. За годы стажировки в Центре Алексей Богданчиков исполнил партии Онегина и Роберта в операх Чайковского «Евгений Онегин» и «Иоланта». В настоящее время Алексей Богданчиков – солист Гамбургской оперы, но несмотря на ограничения из-за пандемии посчитал необходимым включить в свой декабрьский график выступление на концерте в Большом зале филармонии, посвященный Галине Вишневской.

На концерте певец исполнил арию Елецкого из оперы «Пиковая дама» Чайковского и арию Жоржа Жермона из оперы Верди «Травиата». Проникновенное исполнение Алексея Богданчикова оперных шедевров было очень тепло встречено слушателями. В заключительной сцене из оперы «Евгений Онегин» Чайковского Алексей Богданчиков вместе с Екатериной Петровой ярко и убедительно передали драматизм сцены, продемонстрировав не только вокальное мастерство, но и свой артистизм.

Екатерина Петрова - еще одна участница концерта, которая обучалась в Центре оперного пения Галины Вишневской.  Она окончила  Самарскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году, и в том же году поступила в Центр оперного пения Галины Вишневской. С 2017 года – солистка Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова. Приглашенная солистка Большого театра. Лауреат международного конкурса юных вокалистов имени Е. Образцовой (Санкт-Петербург, 2008), Международного конкурса молодых музыкантов имени Д. Кабалевского (I премия, Самара, 2012), международного конкурса вокально-фортепианных дуэтов Pianovoce (Москва, 2016).

На сцене в этот вечер с большим успехом пела Светлана Москаленко. Светлана Москаленко окончила Санкт-Петербургскую консерваторию в 2012 году. Приглашенная солистка Большого театра Женевы, Немецкой оперы на Рейне, Национальной оперы Лотарингии, Оперного театра Мальме, Большого театра России. С 2011 года входит в труппу Михайловского театра. Лауреат международных конкурсов.

Блистала на сцене любимая петербургской публикой солистка Олеся Петрова.  Олеся Петрова окончила Санкт-Петербургскую консерваторию в 2008 году. С 2007 – солистка Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. С 2016 – солистка Михайловского театра. Лауреат международных конкурсов, в 2011 году представляла России на конкурсе Би-би-си «Певец мира», где вошла в число финалистов.

Всех зрителей покорил в этот вечер Константин Кипиани – молодой талантливый певец из Грузии. Константин Кипиани в 2018 году поступил в Тбилисскую государственную консерваторию имени В. Сараджишвили. В 2019 году дебютировал в Тбилисском государственном театре оперы и балета имени З. Палиашвили. Лауреат III премии Международного конкурса имени М. Кабалье (Барселона, 2021) и II премии Международного конкурса Opera Crown (Тбилиси, 2021).

Текст: Наталья Шек
Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения