Вы здесь
Главная > Кино > Открытие восьмого Кинофестиваля RIFF 2021

Открытие восьмого Кинофестиваля RIFF 2021

Открытие восьмого Кинофестиваля RIFF 2021 состоялось в Санкт-Петербурге 3 декабря в киноцентре «Родина». Организаторы российско-итальянского фестиваля включили в программу не только художественные, драматические и комедийные картины, но и полюбившиеся зрителям короткометражные фильмы и документальное кино. Все фильмы демонстрируются на экране впервые, на языке оригинала, с субтитрами. В честь церемонии открытия кинофестиваля зрители смогли увидеть комедийный роуд-муви «Из Италии на Восток» режиссера Антонио Пизу.

Фильм открытия уже получил награды на 77-м Венецианском кинофестивале, Nastri d’Argento, Premio Kineo “Diamanti al Cinema Italiano” и другие. Он выполнен в жанре постдокументальной драмы. Действие основано на реальных событиях, которые произошли в октябре 1989 года. Это был переломный момент в истории Восточной Европы: в преддверии падения Берлинской стены, вывода войск из Венгрии и свержения режима Чаушеску в Румынии.

Итальянский режиссер нового поколения Антонио Пизу, ранее известный по фильму «Папа Джованны», получившему на Венецианском кинофестивале малого золотого льва, кубок Вольпи и премию Пазинетти за лучшую мужскую роль, обратился к историческим событиям, чтобы раскрыть и переосмыслить трагедию того времени. Открытая публицистичность в его фильме выражена через документальные кадры, на которых румыны большей частью выглядят голодными, замерзшими, бедно одетыми, но все равно улыбающимися.

Ирония, пусть и с привкусом горечи – это один из основных элементов итальянского современного кинематографа. Пародия и комизм соседствуют с обывательской и правительственной жестокостью. Реалистическая конкретность сменяется постановкой философских вопросов, включая не теряющий актуальности принцип эксплуатации человека человеком.

На материале бытовых и политических событий, происходящих в Румынии в 1989 году, Антонио Пизу делает попытку раскрыть внутреннюю суть: кто и что сделал, чтобы произошла такая ситуация и как теперь переосмыслить произошедшее в жизненный опыт. За событиями, о которых сообщается в фильме, предполагаются другие события. При этом не отвергается ни традиционные для итальянского кино зрелищность, ни эмоциональная заразительность, которую создают трое обаятельных итальянских актеров: Лодо Гуэнци, Якопо Константини и Паоло Росси.

Ремарки, переплетающиеся с действием, выполнены с четким психологическим обоснованием персонажей. Перед зрителями – трое юношей, которых связывают крепкие дружеские чувства. Конгруэнтность в передаче образов создает зону доверия. Один – эмоциональный и наивный водитель, второй – простодушный и доверчивый искатель любовных приключений, третий – деловитый и предприимчивый режиссер с большой видеокамерой в руках, словно французский режиссер Клод Лелуш, тайком снимавший документальные кадры в СССР. При этом все трое – настоящие герои, готовые пусть и после небольших сомнений, рискнуть жизнью и свободой ради помощи совсем незнакомым людям.

Как и в отечественной комедии «Шик» Олега Антонова, в центре внимания — дружба, юность и мечты о счастье. Не просто так то и дело звучит самый известный итальянский хит – «Феличита» Аль Бано и Ромины Пауэр.

Яркость и жизнерадостность итальянской музыки, да и всего образа жизни, противопоставлены румынской напряженности и скованности того времени. Румыния — от деревенских видов до замка Дракулы — предстает пасмурной, тусклой, словно снятой на старую кинопленку. Она «чарует и пугает». Румыны тоже вызывают непонимание у итальянцев. И если сначала трое друзей планировали просто заработать, то ближе к финалу всей душой прикипают к этому загадочному народу: бесплатно подвозят объевшихся луком музыкантов, ведут проникновенные беседы о мечтах и кофейных ароматах с певицей в пустом ресторане, а также участвуют в тайных вечеринках с местными жителями.

Фильмы жанра роуд-муви пользуются большой популярностью и, как правило, представлены на каждом фестивале, начиная с культовых картин итальянского кинематографа, включая «Дорогу» Феллини, «Профессия: репортер» Антониони или «Обгон» Ризи.  Например, на одном из предыдущих фестивалей RIFF зрители могли посмотреть роуд-муви «Фантазеры» Миччике, на фестивале итальянского кино NICE показывали «Я, Арлекин» Бини, «Дорога с Адель» Капитани и многие другие.

Восьмой фестиваль российско-итальянского кино продлится в Санкт-Петербурге до 12 декабря. Программа этого года включает в себя комедии «Авантюристки», «Бесконечная весна», «Добро пожаловать в семью Эспозито», «Добро пожаловать в Рим. Новые приключения», мелодрамы «Равнодушные», «Она говорит со мной», «Урок любви», драмы «Корабли идут ко дну», «Атлас», документальные картины «Страсть Анны Маньяни», «Паоло Росси. Мечтатель и борец» и короткометражные фильмы.

Текст: Инна Зайцева 

 

Добавить комментарий