Вы здесь
Главная > Театр > Король умер, да здравствует король!

Король умер, да здравствует король!

Ожидание спектакля по мотивам песен группы «Король и Шут» давно витало в петербургском воздухе. Это их родной город, располагающий к подобным замыслам, ведь легендарная группа более четверти века радовала многотысячную армию поклонников своим самобытным творчеством. Отрубленные головы, волшебные превращения, ожившие мертвецы – все сюжеты песен группы очень театральны и так и просятся на сцену. И сценическое действие спектакля «Сказки Шута и Короля» режиссёра Кирилла Люкевича в театре Karlsson Haus строится именно по принципу мрачных сюжетов.

Оригинально начинается уже встреча зрителей. Гости попадают в театр прямо через окно с Фурштатской улицы, а в зале их встречает Шут (Михаил Шеломенцев) в красном спортивном костюме и хулиганской шапочке, помогая с рассадкой в тёмном пугающем зале (художник Марина Завьялова), где посередине стоит стол, а на нём кто-то неподвижно лежит…

Завязкой истории служит таинственная смерть Короля (Максим Максимов, похожий по типажу на лидера группы «Король и Шут» Михаила Горшенёва). Но неизвестно – монарх умер своей смертью или это было всё-таки убийство? И он решает начать собственное расследование, в котором ему помогает Шут и мешает Ведьма (Ксения Пономарева-Бородина). Она пытается дознаться у самого Короля – почему он остаётся у власти, если сам уже давно умер? И дальше начинается «Граждане, это не революция, это чисто медицинский эксперимент!». Допрос ведётся жёстко и жестоко – связывание, выкалывание глаз, выпускание кишок. Но королевской особе всё нипочём, он мёртвой хваткой держится за трон. В сюжет вплетаются знакомые песни: «Мёртвый анархист», «Ведьма и осёл», «Сапоги мертвеца». И главные герои перевоплощаются в сказочных персонажей из этих историй. А под конец Король обращается уже к публике и предлагает проголосовать – кто же виновен в его гибели, демонстрируя не тиранию, а демократичный подход к управлению подданными. Зрители голосованием выбирают убийцу и, таким образом, финал каждый раз складывается вариативно, в зависимости от настроения зала.

Несмотря на то, что спектакль был заявлен как хоррор-мюзикл, по факту это оказалось больше политическое высказывание с элементами музыкального акустического сопровождения. Что странно, так как группа «Король и Шут» всегда была вне политики, и её участники не давали оценки политической ситуации в стране. А в постановке вдруг основная коллизия заключается в противостоянии власти, постоянных отсылках к политической дипломатии. Ладно бы ещё спектакль был про «Гражданскую Оборону» или «Алису», – там протест против власти прослеживался во всём их творчестве и многих интервью. Но тут вызывает недоумение такое режиссёрское решение.

К тому же понятие «мюзикл» включает в себя шоу, разнообразные песенные формы и хореографию, а тут скорее был музыкальный спектакль с присущей Karlsson Haus кукольной эстетикой.

Идея сделать постановку по мотивам песен панк-рок группы в театре кукол нова и свежа, но революции в театральном поле не случилось. А в качестве эксперимента, как попытка поставить материал на эту тему, работу вполне можно считать засчитанной. Творчество группы «Король и Шут» достойно того, чтобы на его основе ставили новые и новые спектакли.

Текст: Дарина Львова 

Фотографии Полины Назаровой 

Добавить комментарий