Вы здесь
Главная > Театр > «Билли Каспер»: Небылица в розовом лесу

«Билли Каспер»: Небылица в розовом лесу

Трудно сломать предначертанный сценарий жизни, если ты одинокий подросток и живёшь в маленьком посёлке, где из перспектив только работа на шахте. Режиссёр спектакля «Билли Каспер» Вера Попова в Камерном театре Малыщицкого предлагает зрителям нестандартное прочтение романа «Пустельга для отрока» Барри Хайнса, где роль Билли поделена между четырьмя артистами — Андреем Жилиным, Юлией Мен, Никитой Кузьминым и Ником Тихоновым. Они вовсе не похожи на подростков и сильно различаются между собой – по возрасту, внешности и игровой подаче. Такой ход намекает на то, что Билли Каспер – это все мы, такие непохожие друг на друга, но с одинаковым желанием любви и принятия.

Спектакля сначала не видно, ты его только слышишь. Он выныривает на поверхность из глубин предрассветного холода и темноты, и тонкая гладь сценического пространства наполняется шумом. Раздаётся резкий звук будильника, и новый день Билли Каспера начался. Такой же унылый день, как и все дни до него. Билли – неудачник, изгой, его все морально и физически шпыняют, близких людей у него нет, а родная мать им пренебрегает и сосредоточена на своей личной жизни.

На сцене растёт сверху вниз волшебный лес из розовых деревьев (художник Надежда Лопардина). Он противопоставляется серой действительности, в которой живёт мальчик. Это серо-розовый участок, пронизанный самым неожиданным звучанием (саунд-дизайн Ник Тихонов), включая музыку, извлекаемую актёрами, – хлопки, стук обуви, свист и даже звуки отдышки после бега здесь работают на музыкальное сопровождение спектакля. И самым заметным мелодичным номером постановки становится реклама работы в шахте, которая обещает счастливую жизнь будущим работягам.

В жизни героя царит тотальная отверженность – семьёй, друзьями, школой, обществом. Все произносимые им слова – это сплошь оправдания и неуклюжие ответы на чужие вопросы и недовольства. Самый длинный монолог звучит лишь однажды, когда Билли на уроке говорит про то, как он сумел приручить птенца пустельги по кличке Кес. Это единственный момент во всей постановке, когда герой не формально отвечает, а без усилий рассказывает о своём увлечении с блеском в глазах. Ему интересно говорить о своём подопечном, и он по-настоящему рад, что смог найти подход к такой хищной птице как сокол, что она его слушается.

Остальные роли нарисованы теми же четырьмя актёрами схематично – учитель, одноклассники, мама Каспера – все они лишены своеобразия и оригинальности, их образы сведены к функциям – наказать, отругать, ударить. В центре истории только разные воплощения Билли с его мечтами, горестями и поисками дружбы – пусть даже и с птицей.

Трагичный финал перечёркивает все светлые моменты в жизни героя, он морально уничтожен, подавлен и понимает, что ничего хорошего его больше впереди не ждёт. Он повторит жизненный сценарий многих своих знакомых, и через несколько недель будет работать в шахте, дома по-прежнему будет равнодушная мать и очередной отчим, а в будущем предстоит только тяжёлый труд и ранние подъемы затемно. И вновь звенит утренний будильник — действие совершило полный оборот и вернулось к первой сцене. Билли пора вставать на работу.

В завершении спектакля звучит монолог-небылица. Мальчик Билли Каспер стоит перед одноклассниками и рассказывает выдуманную историю: у него есть дружная полная семья – папа вернулся к маме, отчим исчез из их дома, и Билли не нужно теперь идти работать шахтёром. Жизнь стала совсем другой, радостной. Небылица.

Текст: Дарина Львова 

Фотографии Александра Коптяева 

Добавить комментарий