Вы здесь
Главная > Театр > «А мы точно в Мадриде?»: абьюз-кабаре в Камерном театре Малыщицкого

«А мы точно в Мадриде?»: абьюз-кабаре в Камерном театре Малыщицкого

В Камерном театре Малыщицкого 3 декабря состоялась премьера спектакля Петра Шерешевского «Дон Хиль Зеленые штаны» по мотивам одноименного произведения Тирсо де Молина. Завязка пьесы испанского драматурга, жившего в XVII веке — о Донье Хуане, вынужденной принять мужское обличье, чтобы проследить за возлюбленным (Доном Мартином) и отбить его у Доньи Инес, которую выбрала более достойной партией семья Дона Мартина.


В качестве создателей в программке обозначены загадочные «Семен Саксеев и Ко», однако это вымышленные персонажи, на деле истинные авторы спектакля — вся труппа, это их коллективное высказывание. Через призму игривой комедии с хитроумными персонажами и переодеваниями в духе «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира в спектакле честно говорят об отношениях в современном мире, абьюзивных и токсичных, о полигамии, феминизме, сексизме и объективации женщин, новой этике, сексуальной ориентации и о том, что есть норма, а что — нет.

Миниатюрный зрительный зал со сценой, в который раз полностью преображенной художником Надеждой Лопардиной, переносят в условное метафизическое пространство, в котором действующие лица произносят монологи из пьесы. Но время от времени программа будто «сбоит», картинка становится многомерной, объёмной, словно стереоизображение — и на героев наслаиваются многочисленные современные образы — очень по-постмодернистски. «А мы разве в Мадриде?» — удивленно спрашивает один из персонажей, обсуждая ковид, Олега Дерипаску и Настю Рыбку. И вот уже Хиль оборачивается то ли Хулем, то ли мистером Трололо, а то и вовсе русским парнем Герой Дворяковым, бросившим беременную подружку, Вальядолид рифмуется с Прокопьевском, на сцене появляется психоделичный огромный розовый кролик, а в углу маячит персонаж в маске петуха (отсылка к нелюбви и мраку в другой постановке режиссера, «Киллере Джо»?).


Традиционно, как и во всех спектаклях театра, все происходящее максимально реалистично, без условностей — герои чистят зубы, красятся, едят в паре метров от зрителей. И тут тоже будет свое фирменное блюдо-ассоциация (как пирожки с мясом в «Киллере Джо», блинчики в «Гербе города Эн», пирог поминный в «Гамлет.eXistenZ») — наваристый борщ, аромат которого распространяется на весь зал. А готовит его Донья Клара (Светлана Грунина) — олицетворение загадочной русской души, любящая страдания, готовая на самопожертвование и безответную любовь, вечно ждущая своего возлюбленного с кастрюлей борща. Героиня облачена в пачку и пуанты и время от времени танцует партию умирающего лебедя. Остальные персонажи тоже делятся своими историями о современных формах отношений.
Роль Доньи Хуаны/Хиля в штанах зеленых исполняет Дарья Змерзлая (для актрисы это не первый опыт мужской роли, в «Заводном апельсине» она играла одного из друзей Алекса). Ее героиня честно рассуждает о фобиях и прислушивается к своим новым ощущениям в мужском обличье и чувствам к Инес и Кларе, заново открывая для себя сексуальность.


Тайно влюбленный в Хуану Кинтана (Максим Шишов) притворяется ее другом-подругой, облачаясь в женский наряд, помогает ей в любовных делах — и смеется громче, когда хочется плакать. Инес (Алина Кикеля) — «чистокровная дантистка с красным дипломом» и персонифицированный объект желания. Но она вовсе не рада своей популярности и хочет освободиться из созависимых отношений, пытаясь признаться, что чувства прошли и бабочки в животе больше не порхают, не сделав при этом больно близкому человеку. В свою очередь Дон Хуан (Владислав Мезенин) — «облюбок», как он сам себя назовет, стремится привязать к себе возлюбленную угрозами и мольбами. Ещё один архетип — самоуверенный Дон Мартин (Андрей Жилин), смысл отношений для которого — полигамия и разнообразие.
Караманчель (Александр Худяков), слуга и советник Доньи Хуаны (отдаленно напоминающий эксцентричного психолога Джакоби из «Твин Пикса»), становится проводником для зрителей, то комментируя происходящее и обличая факапы в отношениях (от критиканства до газлайтинга и слатшейминга), то знакомя с хитросплетениями сюжета. А порой персонажи танцуют, поют и играют на музыкальных инструментах — на аккордеоне, гитаре, барабанах, пианино — не зря же жанр спектакля — абьюз-кабаре! И если поначалу их музыка хаотична и порой невпопад, то к финалу оркестр под управлением композитора и дирижера Ника Тихонова звучит стройно и органично.


А ещё в финале персонажи закончатся — останутся люди. Актёры, лежа на матрасах в темноте и подсвечивая фонариками друг друга, словно на ламповом квартирнике будут делиться своими воспоминаниями, фантазиями и снами, странными, неловкими и постыдными, захватывающими и смешными, анализируя и визуализируя их в виде кукольных домиков. Вот такое честное, волнующее и очень актуальное абьюз-кабаре. Добро пожаловать!

Спектакль создан при поддержке Комитета по культуре, ООГО «Российский фонд культуры» и Министерства культуры РФ.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии Александра Коптяева

Добавить комментарий