Вы здесь
Главная > Театр > «Нечеловеческий человек!»

«Нечеловеческий человек!»

Полгода работать смотрителем метеостанции в полном одиночестве в кромешной тьме полярной ночи, подвергаясь атакам волков, быть заживо погребенным в ледяной ловушке-могиле и выбраться из неё, сделав орудие-долото из собственных экскрементов, ампутировать себе ногу, выжить после испанки, быть в плену у нацистов и бежать (на одной ноге!)… и это не сценарий приключенческого фильма, а реальная биография одного человека. Приключений Петера Фройхена, датчанина еврейского происхождения, путешественника, антрополога, журналиста, актера и писателя, хватило бы на десять жизней. О его удивительной судьбе — спектакль «Живой», премьера которого состоялась 24 июня 2021, режиссера Яны Туминой, доцента кафедры актерского мастерства и режиссуры театра кукол РГИСИ, лауреата и многократного номинанта Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

В роли Петера — актер Александр Кошкидько. Он ведет рассказ о Фройхене в первом и третьем лице, а порой словно читает книгу о Петере, не веря, что выжить в подобных обстоятельствах возможно — «Нечеловеческий человек!». А ещё к Кошкидько присоединится невероятный Александр Балсанов — в противовес долговязому, мужественному, но порой комичному Кошкидько, Балсанов — воплощение силы и уверенности. Он — дух природы, шаман, вместо слов исполняющий горловое пение, приглядывающий за Петером и дающий ему силу земли.

Зрители, знакомые с поэтическим кукольным миром «Трюка», «Деревни канатоходцев», «Комнаты Герды» и других работ Яны Туминой, поначалу удивляются вроде бы неодушевленному холодному пространству Новой сцены Александринского театра — пара стульев, увеличительные стёкла на подставках. Но вскоре сцена оживёт. Это произойдет, когда в судьбе Петера настанет поворотный момент — во время практики в датской больнице на его глазах умирающий докер будет спасен врачами, выздоровеет, переступит порог больницы — и будет сбит первым в Дании автомобилем.
Этот случай помог Петеру родиться по-настоящему. Он покинет благополучную Данию и отправится в экспедицию в Гренландию. Есть предположение, что Гренландия возникла в результате сдвига земной оси, а раньше на ее территории находилась загадочная Гиперборея. Сдвиг привычной, обеспеченной оси произошел и в жизни Фройхена. В этот момент на сцене возникнут предметы-планеты, вращающиеся вокруг Петера (сценография Киры Камалидиновой), и перед ним распахнется целая вселенная.
Жанр спектакля — покадровая биография в концертном исполнении. И Александр Кошкидько мечется за диджейским пультом, когда уже просто не хватает слов восхищения неиссякаемым жизнелюбием и стойкостью Петера. На трех экранах, окаймляющих сцену по кругу, возникают документальные хроники экспедиций Фройхена, перемежающиеся анимацией (видео Кирилла Маловичко и Маши Небесной) с безумной пляской смерти, которая раз за разом проигрывает Фройхену.

Петер Фройхен был трижды женат, написал несколько десятков книг и сценарии, руководил кинокомпанией, снялся в фильме «Эскимос», получившем «Оскара», выиграл в телеигре 64 000 долларов — и пустил их на новую экспедицию. Таким же удивительно простым и честным, ироничным и без пафоса — как сама жизнь Фройхена — получился спектакль Яны Туминой. Который нужно смотреть каждому, кто сомневается в своих силах, боится или постоянно жалуется на непреодолимые обстоятельства.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий