Вы здесь
Главная > Театр > «Я.Л.А.С.»: просто такая разная любовь

«Я.Л.А.С.»: просто такая разная любовь

28 cентября на площадке «Скороход» состоялась премьера спектакля Театра ненормативной пластики «Я.Л.А.С.». Режиссёр Роман Каганович, лауреат премии «Прорыв» за лучшую режиссуру и номинант на национальную театральную премию «Золотая Маска», взял за основу рассказы сценаристки и писательницы Анны Старобинец. Это уже не первая их совместная работа: в октябре 2018 года Каганович поставил спектакль «Посмотри на него» по одноименной книге-автобиографии Старобинец о переживании горя и столкновении будущей матери с антигуманной системой здравоохранения в России.

Создатели стойко держали интригу вплоть до премьеры — и поклонники театра не знали ни содержания спектакля, ни даже расшифровки загадочного названия.
Так о чем же «Я.Л.А.С.»? «Я хотел бы разобраться, зачем нам (людям) это вообще надо. Почему мы знаем результат и не можем никак противостоять этому страшному чувству — любовь» — говорит Роман Каганович. «Я.Л.А.С.» — чувственная и невероятно красивая сказка для взрослых с четырьмя разными, фантастическими, болезненными, порой шокирующими историями о любви в разных ее проявлениях.

Тёмная сцена, прозрачный кокон, в котором в конвульсиях трепыхается обнаженное тело в чёрной слизи. Первая часть спектакля, пугающий ковидной реальностью «Инкуб» — о смертельно опасном вирусе, который быстро распространяется и поражает тело человека — оно покрывается чёрными корками, и человек окукливается как гусеница. На фоне пандемии разворачивается история созависимых отношений Нади и Вадика, которую читает голос за кадром. А может, эта короста — боль и злость от предательства любимого человека, которая, выплеснувшись чёрной грязью, спасает тебя от саморазрушения?

Тревожная «Икарова железа» — о том, как в недалеком будущем всем мужчинам в обязательном порядке будут удалять атавизм — икарову жерезу, тем самым отбивая тягу к полигамии. Анна Кочеткова и Александр Иванов мастерски разыгрывают историю взаимоотношений семейной пары, говорят о слабости, эгоизме и страшном желании привязать к себе человека, подчинив его волю — лишь бы был рядом.

Пронзительная «Крио» — о неумении проститься и отпустить человека — даже после смерти. А самая невероятная и прекрасная в своем безумии история — «Я жду» — о заплесневевшем борще и нездоровой привязанности героя — с выдающейся комедийной игрой Сергея Азеева и Антона Леонова.

Рассказы Анны Старобинец, порой смахивающие на откровения пациента психиатрической больницы, вместе с тем пугают реалистичностью сюжета — как произведения Рэя Брэдбери. То самое недалекое будущее уже наступило, вирус убивает, неизвестность пугает, а тем временем Социо, условная социальная сеть, в которой сидят персонажи — общаются, ищут ответы на все вопросы и даже путешествуют, уже захватил мир.

Постановка Романа Кагановича вышла дерзкая, хулиганская, на понятном для молодёжи языке. Всё как в жизни, без прикрас, фотошопа и запикивания мата. С полным обнажением и тела и души, с как всегда богатой, выразительной пластикой актёров и минимумом декораций. Всё по-настоящему.
Режиссёр лукавит, говоря, что решил отойти от остросоциальных постановок и обратиться к светлому чувству — любви. В его спектакле любовь рифмуется с болезнью, мучением и хаосом, и он как хирург препарирует это чувство словно раковую опухоль. Вместе с тем, как и постановки «За белым кроликом» и «Посмотри на него», «Я.Л.А.С.» имеет терапевтический эффект. Есть надежда, что ее просмотр испугает и заставит задуматься, убережет семью от трагической развязки, как в «Икаровой железе», «Крио» поможет пережить горе… ну, а после «Я жду» зритель продолжит бороться за свою любовь, каким бы безумным его ни считали окружающие!
Кстати, и после окончания спектакля расшифровать название не получается. Может, «Яд.Любовь.Агония.Социо»? Приходите разгадать «Я.Л.А.С» и поразмышлять о том, что же такое любовь.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии из открытого доступа 

Добавить комментарий