Вы здесь
Главная > Театр > «Но по ночам он слышал музыку…»

«Но по ночам он слышал музыку…»

                                             «Ведь совсем неважно, от чего помрешь.     

                                              Ведь куда важнее, для чего родился»

«Башлачёв. Человек поющий» в постановке Руслана Кудашова — это первый спектакль поэтической трилогии, посвященной русским поэтам XX века. Со дня премьеры в Большом театре кукол прошло уже больше десяти лет, со дня гибели Александра Башлачёва почти тридцать четыре года, а его стихи звучат актуально, будто написаны только вчера. Александра Николаевича считают не только музыкантом и автором-исполнителем, но и общепризнанным поэтом русского рока за его любовь и умение работать со словом.
Актёры труппы вместе с режиссёром Павлом Григорьевым бережно воссоздают на сцене поэтический мир автора, отдавая дань его песенному таланту и вспоминая СашБаша со светлой грустью. Это спектакль-посвящение, спектакль-размышление о том, каково это — быть поэтом, причём поэтом трагическим.

 

Все актёры выглядят естественно, как в жизни, без причёсок и грима, в обыкновенной одежде — джинсы, кеды, свитера. Всё выглядит просто, по-человечески, без театральной вычурности – так, как и должно быть в постановке-обращении Башлачёву.
По сути это сольный концерт СашБаша, номера идут один за другим, но не бездумно, у них есть направленность, общий вектор. Все стихи и песни, так или иначе, посвящены русскому человеку, с его неустроенностью и отчаянностью. Постановка похожа на народно-бытовой сериал, который смотришь и не можешь оторваться. Следующая серия гармонично вытекает из предыдущей, и зритель наблюдает за калейдоскопом ярких характеров персонажей, которые все на самом деле играют одного, главного героя. Творчество Башлачёва – как гранёный стакан, как резиновые сапоги, как вспаханная тёплая земля, как румяный хлеб. «Преломлю хлеба румяные да накормлю я всех/Тех, кто придет сюда/Тех, кто поможет мне/ Рассеять чёрный дым».

В спектакле нет оценки жизни и поступков СашБаша, он сугубо о его творчестве, о нём самом как о «человеке поющем», о героях его песен, о простом народе. Водовоз, шахтёр, официантка, пианист в кабаке, кузнец. Его персонажи не далёкие звёзды, а близкие понятные люди, которых можно встретить на соседней полке в плацкарте, за барной стойкой, за дверью соседской квартиры. Они, может, не очень красивы, но определённо выразительны и колоритны. Всё происходящее на сцене – про людей живых и чувствующих. В произносимых со сцены стихах отчётливо угадывается сильный дух, который стремится к свободе, — к свободе слова и дела. Строчки существуют вне времени и пространства, они понятны каждому и идут прямо в сердце сквозь года.

 

Сложно выбрать некую кульминационную центральную сцену, невозможно выделить что-то одно. Все сцены главные, второстепенных нет. Вся постановка как цельное плотное шерстяное полотно, которое невозможно разорвать, можно только сносить.
Развесёлая сцена «Не позволяй душе лениться…» (Алесь Снопковский, Михаил Ложкин, Иван Солнцев) вызывает смех; хоровое исполнение а капелла «Вишни» (Ирина Чугаевская, Василиса Ручимская, Надежда Мошкина) навевает мысли о песнях северных народов из «Игры Престолов» и Хелависе из группы «Мельница»; «Как ветра осенние…» (Дмитрий Чупахин) заставляет грустить, наблюдая, как тихо и спокойно душа отлетает к струящемуся свету. В постановке представлен весь спектр переживаний под музыкальное сопровождение концертмейстера-аккомпаниатора Регины Чертковой.

Перед зрителем вьётся ухабистая извилистая тропинка, которая вела Александра Башлачёва по жизни до самой смерти. На ней были и любовь, и смех, и потери, а под конец осталась одна душа – измученная, но настоящая. Именно она и трепещет внутри «человека поющего», именно она и остаётся в песнях и стихах и проглядывает из-за каждой буквы своей правдой. Человека больше нет, но его творчество не потеряло своей актуальности ни на секунду.
И в финале звучит обращение и одновременно диалог с Башлачёвым. Включается фонограмма и «Песенку на лесенке» артисты исполняют вместе с автором по очереди. «Все будет хорошо/Только ты не плачь/Скоро, скоро/Ты только не спеши/Ты только не спеши».

Текст: Дарина Львова

Фотографии Станислава Левшина

Добавить комментарий