Мюзикл «Винил»: «Феерия свободы», или «В нашей стране ничего не бывает просто»

15 и 16 октября в театре «Мюзикл-Холл» прошли премьерные показы мюзикла «Винил». Режиссером-постановщиком выступила Сусанна Цирюк.

По сюжету, события разворачиваются накануне VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который открылся в Москве в июле 1957 года. ВИА «Винил» не допускают к участию в концертной программе фестиваля, так как ансамбль выступает в музыкальных жанрах, находящихся в СССР под запретом – джаз и рок-н-ролл. Однако талантливые молодые люди пытаются пробиться на мероприятие.

Процесс отбора актеров стал нелегкой задачей для постановщиков мюзикла. Как заявили создатели спектакля, на кастинг пришло около 200 артистов. В результате к уже знакомым постоянному зрителю «Мюзик-Холла» актерам добавились новые имена. И, как подчеркнули постановщики, важным моментом является то, что реальный возраст артистов примерно совпадает с возрастом их героев. Обаятельного Жоржи, лидера ВИА «Винил», играют Роман Дряблов («Великий Гэтсби», «Звезду заказывали?») и Иван Васильев («Дона Флор и два ее мужа»). Роль его друга и соратника по джаз-бенду Бунчи исполняют Артем Яковлев и Вадим Рябушкин. Виолу, девушку с непростой судьбой, играют Ксения Лазаревич и Мария Елизарова («Великий Гэтсби», «Портрет Дориана Грея», «Дона Флор и два ее мужа»). Комсомолку Капитолину представляют Мария Елизарова и Ангелина Феофанова. Медсестру Ясленику играют Евдокия Малевская и Алиса Кокова. Полковник КГБКонстантин Китанин («Великий Гэтсби», «Портрет Дориана Грея», «Шелк», «Дона Флор и два ее мужа») и Александр Чернышев («Великий Гэтсби», «Портрет Дориана Грея», «Дона Флор и два ее мужа»).

Мюзикл «Винил» стал замечательной возможностью новым актерам заявить о себе в «Мюзик-Холле», а уже знакомым зрителю артистам показать новые грани своего таланта. Роман Дряблов, которого знают по роли вдумчивого, сдержанного Ника Каррауэя, здесь предстает в роли бунтаря, зажигающего на концертах. Мария Елизарова, принимающая участие практически во всех спектаклях театра, тем не менее, пожалуй, впервые показала девушку, следующую букве закона, отстаивающую свои идеалы, девушку, сдержанную внешне, но страстную внутри. Константин Китанин раскрыл противоречивый образ полковника КГБ – жесткого, принципиального и холодного.

Новые артисты сумели расположить к себе и смеем надеяться, что их имена еще не раз появятся в новых проектах «Мюзик-Холла». Зритель по достоинству оценил нежный и лирический дуэт Вадима Рябушкина и Евдокии Малевской, а Виола Ксении Лазаревич вызвала неподдельное сочувствие.

Стилистика эпохи 50-х прослеживается в каждой из составляющих спектакля: декорациях, костюмах, музыке, танцах. Еще до начала самого действия перед зрителем разворачивается масштабная декорация: радиола «Звезда» 1953 года выпуска, о которой в свое время мечтала каждая советская семья. Особенностью декораций, за которые отвечал художник-постановщик Алексей Тарасов, является их двухуровневость. Созданное пространство грамотно используется создателями: помимо поочередного протекания действий на первом и втором этажах, в ряде сцен они задействованы одновременно, что придает происходящему дополнительный драматизм. Так, мы можем увидеть, как Виола и Капитолина, две совершенно разные девушки, одинаково переживают душевную боль, в момент отчаяния границы и условности стерты.

На фоне радиолы, одного из символов того времени, протекают все события, так что зритель имеет возможность стать свидетелем жизни коммунальной квартиры, попасть на подпольную вечеринку в клуб и оказаться на пресс-конференции с приглашенными иностранными журналистами.

Как мы видим, в мюзикле задействовано много групп героев. Для того, чтобы зрителю было легче ориентироваться в происходящем, художник по костюмам Татьяна Королева разработала цветовую гамму для каждой из них. Например, комсомольцы облачены в одежду серого цвета, тем самым их как бы обезличивают, лишают индивидуальности, приводя всех к общему знаменателю. Стиляги, напротив, одеты в яркие, пестрые костюмы, которые выделяют их из толпы. Иностранные журналисты, щеголяющие в одежде в клетку, символизируют свободомыслие, а утонченные иностранные гости гуляют по Москве в белом, намекая советскому жителю на свой роскошный образ жизни. Таким образом, задумка с разделением персонажей по цветам одежды не только облегчает восприятие происходящего, но и несет огромную смысловую нагрузку.

За феерию свободы в спектакле отвечали хореограф Антон Дорофеев и композитор Евгений Загот. Совместными усилиями, явному взаимопониманию и понимаю времени, о котором идет речь в постановке, им удалось создать сногсшибательный опьяняющий коктейль под названием «Эй, стиляга, зажигай, твой час пробил!». Палитра танцевальных направлений, охваченных в мюзикле, поистине обширная – джаз, рок-н-ролл, свинг, буги-вуги, степ, твист, чарльстон. Каждый из номеров – отдельное произведение искусства, подхватывающее, затягивающее в водоворот драйва и энергии и заряжающее желанием присоединиться к танцу, даже если ты не умеешь танцевать. К слову сказать, поражает и количество артистов балета, задействованных в номерах. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что в мюзикле «Винил» танцевальный компонент используется не только для обрамления и дополнения действия, происходящего между героями, несколько раз главными рассказчиками становятся сами артисты балета и ансамбля, передающие историю посредством танца. Например, зритель видит идущих по следу агентов КГБ, а в другой раз – увлеченных своим делом журналистов. Крайне любопытный ход, естественно вписавшийся в канву свободы мысли и выражения, декларируемой в спектакле.

Арии, исполняемые героями, погружают нас в мир джаза и рок-н-ролла. Заводные мотивы сопровождают зрителя на протяжении всего представления и не могут оставить его равнодушным, так что будьте готовы к тому, что в какой-то момент вы и ваши соседи начнете подпевать персонажам на сцене. Одновременно с духом свободы герои исполняют композиции, стилизованные под эстрадные песни 50-х годов. Удивительным образом в «Виниле» советская эстрада с ее размеренностью и сдержанностью органично сосуществует с зажигательным, не знающим границ и рамок, иностранным джазом.

Отдельной строкой необходимо подчеркнуть, что на сцене во время спектакля выступает настоящий джаз-бенд. Кроме этого, несколько раз роль первой скрипки берет на себя саксофон, без которого невозможно представить ни одно джазовое выступление.

Как отметила режиссер спектакля Сусанна Цирюк накануне премьеры, мюзикл должен заинтересовать зрителей любой возрастной категории: у старшего поколения появится возможность поностальгировать, у молодежи – узнать чуть больше о конкретном историческом периоде. И, безусловно, зрителю представили необходимые атрибуты уклада жизни 50-х: проживание в коммуналках, мороженое за копейки, воды и соки из стаканов, вера в идею и следование ей, дух бунтарства молодежи.

На протяжении всего мюзикла герои произносят фразу «В нашей стране ничего не бывает просто». И хотя постановка повествует о 50-х гг. XX века, можно сказать, что это утверждение актуально и сегодня. Возможно, за общим праздничным настроением спектакля это не бросается столь остро в глаза, но когда первое впечатление веселья и легкости проходит и ты начинаешь глубже анализировать увиденное, приходит осознание, что «Винил» – это не только о празднике, это о вечном нелегком пути российского народа. Обращать ли на это внимание или закружиться и забыться в ритме джаза – решать вам.

Текст: Любовь Марьина
Фото: Инна Зайцева

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения