Вы здесь
Главная > Театр > Море волнуется раз, два, три, морская фигура на месте замри

Море волнуется раз, два, три, морская фигура на месте замри

12 октября на сцене театра «Балтийский дом» произошло слияние трех легендарных театральных стилей: итальянского, английского и французского театра ужаса. Под руководством режиссера Алессандро Серра Театр Сардинии показал свое прочтение трагедии У.Шекспира «Макбет», в котором нашлось место и для комических моментов, и для печальной развязки в результате столкновения героя с беспощадной судьбой.

Пьесы У.Шекспира ставят в театрах по всему миру уже более четырех столетий по ряду причин. Одна из основных заключается в том, что драматург не делил людей на злых и добрых, а изображал во всем своем многообразии и противоречивости. Известный европейский режиссер Алессандро Серра не просто продемонстрировал многогранность личности Макбета, он соединил в одной постановке классические театральные стили и буддистскую идею о пустоте.

Итальянский театр произошел из обрядов, игр, карнавалов и акробатических номеров. Режиссер взял из этого направления игровые моменты, комедийных персонажей и маски. Спектакль «Макбет» начинается с того, что на пустую сцену выходят переодетые в ведьм актеры мужчины. Их задача в спектакле — развлечь и заинтересовать публику. И действительно, появление в трагедии сатирических героев, которые комично двигаются, кружатся, издают разные звуки, поднимают пыль, а потом подметают вениками или метлами, плюются, ругаются и дерутся, кажется неожиданным и при этом вызывает смех у зрителей.

В английском театре также были элементы клоунады, но все-таки традиционным считался жанр «моралите». Женские роли играли юноши. Это тоже можно было наблюдать в постановке «Макбет». Все роли, включая жестокую и честолюбивую леди Макбет, исполняют мужчины. Единственная женщина в постановке — не роль, а символ. Ближе к финалу обнаженную длинноволосую женщину выносят на сцену. Она плавно перемещается к своеобразной колонне – двери и начинает раскачиваться, словно часовая стрелка.

Отношения со временем в спектакле также неоднозначные. Актеры замирают в долгих паузах, чтобы потом рассмеяться с облегчением, обняться или совершить преступление. Сначала убийства совершаются не на сцене, а за ее пределами. О них говорят шепотом. И только результат – тело – предъявляется зрителям. Но к финалу шепот превращается в крик, который достигает крещендо, а человек заносит камень над другим уже прямо на сцене.

 

В такие моменты вспоминается парижский театр ужасов «Гран-Гиньоль», в котором так искусно нагнеталась атмосфера возбуждения и страха, что во время спектаклей дежурил штатный врач на тот случай, если зрителям станет плохо. Когда во время постановки «Макбет» раздаются громкие звуки набата, яростный стук в дверь, жуткие последние вздохи задыхающегося от удушения человека, жужжание мух над телом или визгливое хрюканье свиней в темноте, от гиперреалистичности сцен безумия может стать не по себе.

Эти сцены сменяются комическим появлением ведуний или сценами, в которых происходит понижение накала страстей, например, когда в луче прожектора оказывается композиция из камней, явно символизирующая буддистское просветление, к которому, судя по всему, приближается Макбет, познавший боль, страдание, стыд и потерю разума.

В своей нерешительности и нежелании принимать ответственность за свою жизнь Макбет регрессирует в ребенка, который, закрыв глаза, повторяет «Море волнуется раз, два, три, морская фигура, замри». Эта игра позволяет ему «подглянуть» в будущее и услышать предзнаменование, открывающее для героя самую страшную экзистенциальную истину. Какой бы власти он ни достиг при жизни, она конечна, он не божество, а смертный человек.

Театр Сардинии и Компания Театроперсона, представившие «Макбет» на ХХХI Международном театральном фестивале «Балтийский дом», уже получили за постановку главную театральную премию Италии UBU и Национальную премию театральных критиков.

Фестиваль «Балтийский дом» проходит уже 31 год. Программа включает в себя современные российские и международные спектакли, среди которых постановки Электротеатра Станиславский, Республиканского театра белорусской драматургии, театра Сардинии, Московского театра «Школа современной пьесы», МТЮЗа, театра POST, Театра-фестиваля «Балтийский дом» и т.д. Представлены спектакли Дмитрия Крымова, Оскараса Коршуноваса, Дмитрия Волкострелова, Камы Гинкаса и других известных режиссеров. Фестиваль проходит с 6 по 20 октября.

Текст Инны Зайцевой

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий