Вы здесь
Главная > Музыка > Фантастическая симфония к 90-летию АСО

Фантастическая симфония к 90-летию АСО

Концерт к 90-летию АСО филармонии состоялся в Большом зале 8 октября. Академический симфонический оркестр исполнил под управлением Александра Титова историческую программу, прозвучавшую в 1937 году под управлением Гейнца Унгера – первого в истории коллектива главного дирижера, возглавлявшего его с 1934 по 1936 год. Прозвучали «Фантастическая симфония» Берлиоза, Первый фортепианный концерт Листа и увертюра к опере «Тангейзер» Вагнера. Солист – Александр Гиндин, известный пианист, выступающий на лучших сценах мира, исполнил на бис «Серенаду» Шуберта в транскрипции Листа. Вечер получился действительно фантастический!

В первом отделении прозвучала симфония Гектора Берлиоза, известная как «Фантастическая». Полное название гораздо длиннее: «Эпизод из жизни артиста. Большая фантастическая симфония в пяти частях», где «фантастическая» — название жанра. «Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом. Доза наркотика, слишком слабая, чтобы умертвить его, повергает его в тяжелое забытье, сопровождаемое тяжелыми видениями, во время которого его ощущения, чувства, его воспоминания превращаются в его больном мозгу в мысли и музыкальные образы. Сама любимая женщина стала для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду», — так описал свое сочинение Берлиоз. Сюжет симфонии связан с возлюбленной Берлиоза — английской актрисой Гарриет Смитсон. Симфония разделена на пять частей: «Мечтания. Страсти», «Бал», «Сцена в полях», «Шествие на казнь», «Сон: ночь на шабаше ведьм». Во второй части «Бал» Берлиоз впервые вводит в симфонию вальс, а в финальной части впервые трансформирует тему Возлюбленной в пародию на саму себя, превращая возлюбленную в ведьму, переплетая ее со средневековым напевом «Dies irae» — «День гнева» (Страшный Суд).

 «Фантастическая симфония» одно из первых крупных сочинений в жанре программной музыки — академической музыки, не включающей в себя словесный текст, то есть инструментальной, однако сопровождаемой словесным указанием на ее содержание. Ярчайшими представителями этого жанра в эпоху романтизма считались Гектор Берлиоз и Ференц Лист.

Второе отделение началось с концерта №1 для фортепьяно с оркестром Ференца Листа. «Мы должны терпеливо дожидаться гения, который в новой блестящей манере укажет, каким образом должно связывать партии фортепиано и оркестра, дабы пианист мог полностью раскрыть богатство инструмента и своего мастерства, в то время как оркестр не оставался бы только зрителем, но наоборот, разнообразием своего колорита способствовал еще большему обогащению их совместной игры», — писал Шуман. Именно этого, по всеобщему признанию, удалось достичь Листу в середине XIX века. Оркестр и солист в его концертах стали равноправными участники дуэта.

Зал, к сожалению, на этот раз заполненный где-то на половину, аплодировал появлению на сцене Александра Гиндина, знаменитого пианиста, заслуженного артиста России,  так, как не каждому аплодируют после выступления. Концерт Листа прозвучал не менее эмоционально, чем наполненная страстями симфония Берлиоза.

Завершила программу вечера увертюра Вагнера к опере «Тангейзер», одна из самых популярных пьес, входящих в программы симфонических концертов классической музыки. Интересно, что хотя музыкальные критики высоко оценили это сочинение Вагнера, — «Я твердо убежден, что это лучшее, чего удалось достичь в большой опере за последние двадцать лет… Рихард Вагнер, я уверен, величайший драматический талант среди всех современных композиторов», — писал один из самых авторитетных венских критиков Эдуард Ганслик, сам композитор в конце жизни называл «Тенгейзера» «Meine schlechteste Oper» — «Моя худшая опера». В увертюре звучат темы хора пилигримов и грота Венеры, отображая борьбу Любви Небесной и Любви Земной за душу героя, которой посвящена опера.

Текст и фото: Александр Шек

Добавить комментарий