Дивертисмент: Десятников и Бах

Камерный оркестр Дивертисмент сыграл 1-й концерт 7 абонемента «Времена года» на все времена» 9 октября в Малом зале филармонии. Прозвучали «Русские сезоны» Десятникова и три Бранденбургских концерта Баха (концерты № 3, № 5, № 6). Солисты: Мария Федотова — флейта, Лидия Коваленко — альт, Вера Чеканова — сопрано, Михаил Блехер - клавесин.

Во вступительном слове Илья Иофф рассказал, что в этом году цикл абонементных концертов камерного оркестра "Дивертисмент" будет посвящен различным временам года. В каждом концерте прозвучат какие-то времена года, конечно же, Вивальди, конечно же Пьяццолла и много-много различных других, о которых слушатели, возможно, даже не подозревают. В каждом концерте музыкальный материал времен года будет сочетаться с теми музыкальными произведениями, которые, по мнению И.Иоффа,  вступают в диалог с временами года, который может быть не только "соглашательным", но и спорным.

"На первом концерте роль времен года берет на себя восхитительное сочинение Леонида Десятникова "Русские сезоны".  12 пьес, условно говоря, по месяцам, Десятников пишет с использованием, практически, цитат русских народных напевов, песен, танцев, обрядов.  Из них выстраивается не только музыкальный цикл, но и история жизни," - рассказал И.Иофф.

И. Иофф назвал еще один повод сыграть произведение Л. Десятникова в концерте 9 октября: через несколько дней у композитора день рождения, 16 октября ему исполнится 66 лет.

https://youtu.be/_9MncTjk1ds

Десятников строит Русские сезоны по принципу календаря. Источником вдохновения для композитора послужил фольклор  русского Поозерья. Первая пьеса "Христовская" рассказывает о пасхе, о воскрешении Христа, сына божьего. Вторая пьеса "Качульная"  (от слова "качели") посвящена весеннему или летнему празднику, например, на Красную горку, когда народ катался на качелях. Следующая "Егорьевская" - о дне первого выпаса скота, в которой высокая нота скрипки звучит как свист.  Пьеса "Плач с кукушкой" передает женский фольклорный плач инструментально. "Духовская" посвящена Духову дню, пятидесятнице. "Толотная", название которой происходит от слова толока - всеобщая, общинная работа, например, постройка дома или вывоз чего-то большого со двора. Здесь бодрая веселая музыка разрастается из звучания скрипки до мощного звучания инструментов всего оркестра. Затем по календарю наступает осень, и в 7 части "Постовая" композитор обращается к духовному стиху - "Душа с телом расставалась".  Следующая часть - "Восенная", т.е.  осенняя, когда отмечают праздник урожая, играют  свадьбы. Затем следует "Свадебская", т.е. свадебная - это невестин плач. 10-я пьеса "Святошная" - очень короткая  и посвящена святкам - времени, когда молодежь ходит по домам, поет колядки. 11 пьеса называется "Масленная" - это масленица, и по мнению музыковеда Иосифа Райскина, "не цитата, но явная аллюзия на  "Петрушку" И. Стравинского. В финале, который называется "Последняя", композитор обращается к духовному стиху  "Наши руки - грабли, наши глазы - ямы, что глаза увидят, то руки загрябат". В этой части вместе с певицей "аллилуйя" поют все музыканты.

Во втором отделении концерта были исполнены три Бранденбургских концерта Баха: №3 соль мажор, №5ре мажор, №6 си-бемоль мажор. Как отметил И.Иофф: "у Баха тоже своеобразный юбилей, т.к. именно 300 лет назад И.С. Бах получил новую работу. В его распоряжение, помимо органа (любимого инструмента композитора), поступила небольшая капелла  прекрасно оснащенных музыкантов, для которой 300 лет назад был написан цикл из шести Бранденбургских концертов". 

Концерт прошел с большим успехом. Благодарная публика долго аплодировала солистам и всем музыкантам оркестра.

Текст: Наталья Шек
Фото: Александр Шек

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения