Вы здесь
Главная > Театр > Закрой глаза и почувствуй, что ты живой

Закрой глаза и почувствуй, что ты живой

Театр ЦЕХЪ открыл новый сезон премьерой — спектаклем «Люблю» по мотивам повести Ивана Вырыпаева «Чему я научился у змеи». Текст был отмечен драматургом как «для детей» и до этого ни разу не был поставлен в России. Произведения Вырыпаева действительно сложны для постановки и исполнения актерами. У команды ЦЕХЪ получилось создать тонкое, почти волшебное полотно спектакля, передать идеи драматурга и не скатиться ни в нравоучения, ни в воздушную философскую полемику. 

По сюжету зритель слушает письмо покойного доктора Генриха Вальца, который оказался на необитаемом острове после кораблекрушения и там же умер от укуса змеи. Это письмо он написал в надежде, что однажды его прочтет сын Генриха, запечатав перед смертью текст в самодельный глиняный кувшин. Послание нашло своего адресата, только сыну уже к этому времени было более 60 лет. Но у вещей и тем, поднимаемых в письме, нет ограничений по возрасту, и записи доктора стали настольной книгой его сына, к которой он обращался каждый день вплоть до смерти. Не смотря на то, что текст постановки предназначен для детей, а события истории происходят в конце 20 века, повесть очищена от временных и возрастных рамок. Как присуще текстам Вырыпаева, в произведении поднимаются вечные темы: что есть любовь, как связаны свет и тьма, какова природа сна и жизни?

Повесть взял в работу ученик Анатолия Праудина Александр Никаноров, обозначив жанр спектакля как «драматический сеанс». Он также выступил и в роли художника-постановщика. По-домашнему представил спектакль перед показом, поделившись записанным аудио-напутствием на просмотр от драматурга. Спектакль получился в традиции постановок Вырыпаева: минималистичная сценография, преимущественно монологи. Свет, текст и музыка здесь являются отдельными действующими лицами. Нехитрые, но очень выразительные решения от художественного руководителя театра Михаила Каргапольцева (именно он выступил художником по свету) буквально гипнотизируют и вводят в транс, создавая ритмичное полотно спектакля. Саундтрек от композитора Евгения Роднянского вторит световому балу и напоминает супер-успешные работы Вырыпаева «Сахар» и «Кислород».  Режиссеру Александру Никанорову удалось создать магию искреннего, неигрового существования актеров на сцене и подлинного контакта со зрителем. На сцене всего четыре актера: текст исполняют Александр Лушин, Андрей Сунцов, Александра Мамкаева и Анастасия Гирева. На самом деле, и сценография, и актеры, и формат спектакля — лишь повод поговорить о важных вещах с самим собой на театральной платформе. Есть ли Бог? Какой он? Люблю ли я своих близких искренне? Чего я боюсь? Чувствую ли я себя живым?

Высокопарная дискуссия преподносится зрителю в простой форме: с иронией, игривым саундтреком и веселыми историями, разделяющими философские притчи. Тут и психоделический случай отравления грибами, и юнгианское путешествие в мир снов, и дантовские круги ада самопознания на пути к настоящим любви и свободе. 

Спектакль получился очень светлый и трогательный. Если вспоминать о том, что повесть для детей, то точно для внутренних детей каждого из нас. После постановки на душе тепло, а в сердце возрождается вера в чудо. 

Текст: Елена Свиридова

Фотографии театра ЦЕХЪ

Добавить комментарий