«Приезжайте к нам в Диканьку! Будете рассказывать о нас каждому встречному-поперечному!»

Спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки» в Камерном театре Малыщицкого собран по мотивам гоголевских повестей «Вечер накануне Ивана Купала» и «Ночь перед Рождеством». Как говорит режиссёр Пётр Васильев, - «Читать гоголевский текст – как густой варенец ложкой есть, столько же удовольствия и вкуса». И он абсолютно прав – знакомые всем с детства персонажи, приятные уху украинские песни, весёлые пляски и увлекательные рассказы про ведьм и чертей – всё это сразу захватывает и держит внимание.

Артисты играют настолько задорно и с наслаждением, что зритель незаметно для себя становится не наблюдателем, а участником действия. Он вдруг оказывается за столом в украинской хате (художник – Алевтина Торик) пасечника Рудого Панька (Леонид Зябкин), рядом на скамейках с парубками (Алексей Фомин, Рустам Измайлов) и девчатами (Анна Саклакова, Надежда Черных, Юлия Шишова) и слушает мистические россказни дьяка Фомы Григорьевича (Вадим Прохоров). Камерность театра к таким душевным вечерним посиделкам располагает – сам зрительный зал небольшой, сцены как таковой нет, а граница между артистами и зрителями и вовсе, кажется, что отсутствует. А дьяк всё сидит и сидит, и рассказывает увлекательные истории, которые никогда не повторяются и каждый раз звучат по-разному. И сердится, и не верит, что это он сам истории рассказывал, даже если было записано за ним слово в слово.

В постановке есть всё – пугающие ритуалы в ночь на Ивана Купала, волшебный папоротник, похищенный месяц, полёты по небу с помощью нечистой силы казака Вакулы, хитрая Солоха, и, конечно, охота за черевичками царицы. Артисты играют по нескольку ролей, за секунды перевоплощаясь из жителей хутора то в чертей, то в сказочных существ, то в императрицу и её подданных. Достигается это простыми манипуляциями – вывернуть шапки наизнанку, а там – рожки торчат; накинуть парик, закрывающий лицо – и вот невиданное чудище готово.

«Вечера на хуторе…» строятся из симбиоза драматического и кукольного театров. Артисты рассказывают истории, используя условные куклы – сделанные из подручного реквизита или из тряпок.

Возрастной ценз 12+ позволяет посетить спектакль школьникам – и их в зале хватало, они живо реагировали на задорные танцы и громкие песни, на страшилки про ведьм и чертей, они смеялись над незадачливыми персонажами Гоголя и переживали за их судьбы. И дети, и взрослые легко найдут в этой постановке что-то свое, близкое по душе, так как всем знакомы эти гоголевские повести, и их герои уже как давние приятели.

Но не стоит думать, что хоть повести мистические и сказочные, воспринимать их нужно только как развлечение. Гоголь, а за ним и режиссер «Вечеров на хуторе…», вводит в ткань повествования элементы преданий и народных легенд, и делает их составной частью народной жизни, прочно вплетает в быт. Главной особенностью произведений Николая Васильевича была душа человека, за которую вечно шла борьба светлых и тёмных сил. И «чертовщина» тут – это метафора, тёмное начало в человеке. И, например, когда появился на хуторе «дьявол в человеческом обличии» - это означало проверку героя Петруся, которую он не прошёл. Герой проявил слабость, зло взяло верх, и ради золота ему пришлось «пролить кровь человеческую», а следом и самому превратиться в пепел от душевных терзаний, а его добытое золото, тем временем, и вовсе обратилось в черепки. Всегда нужно помнить, что в любой сказке таится нравственный урок, и, веселясь, тоже не забывать об этом.

Текст: Дарина Львова

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения