Вы здесь
Главная > Театр > Неважно себя чувствую, или Не чувствую себя важным

Неважно себя чувствую, или Не чувствую себя важным

На Новой сцене Александринского театра в рамках офф-программы Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» 16 сентября состоялся показ спектакля «Неважно себя чувствую» («Ельцин-центр», г. Екатеринбург) режиссёров Алексея Забегина и Владимира Антипова. Они же – авторы одноимённой пьесы.

Зрителя ждали минималистичные декорации – два стула, трибуна и классический красный театральный занавес. Сбоку – фортепьяно (Алина Ежакова). И музыкальное оформление спектакля от Настасьи Хрущёвой целенаправленно погружало в мир хармсовского абсурда.



«Сегодня я проснулся в два часа дня» — с этой фразы из наброска «Утро» Даниила Ивановича начинается постановка, и она повторяется много раз, вплетаясь в современные рассказы о неприкаянности и пустом существовании главного героя (Константин Итунин). Главный герой — это и есть имя, конкретики нет. Его дни проходят однообразно: просыпается поздно, пьёт дешёвое пиво, шатается по улицам без дела, не имеет никаких стремлений и планов на жизнь.

В начале спектакля на сцене появляется вокалистка (Лиза Неволина) с надрывно-истеричным исполнением песни «А я?» группы «Колибри». Строчки «А в мире так много/Хороших событий/Но не про меня» гармонично перекликались в происходящем в душе главного героя. Много выпил, болит голова, ничего не хочется – лейтмотив всех его монологов. Каждое утро он пытается вспомнить свои сны, иногда это получается. Он подкашливает, иногда сморкается – и видно, что чувствует себя неважно. Но постепенно он, а вместе с ним и зритель, начинает понимать, что он не только неважно себя чувствует, но и не чувствует себя важным.

Все события в его жизни малозначительны и скучны. Вот он встретил бывшую одноклассницу, которая, вроде, была в него когда-то влюблена, за кассой в магазине. И начинает размышлять, как она подурнела, располнела и перестала за собой следить. Одноклассница его не узнала. Вот в его комнату врывается мерзкая старуха и орет на главного героя. Возможно, она его соседка, которая советовала ему не выходить из квартиры и сидеть дома. Он её боится и плачет. Вот он рассматривает бомжа. Вот смотрит политические ролики на Ютубе. Часто его мысли становятся непристойными и пошлыми, но всё такими же банальными.

Рядом с героем находятся ещё три персонажа — это его внутренние голоса (Ринат Ташимов, Варвара Брылина, Дмитрий Михайлов). Они принимают разные облики и незаметно подсказывают герою, как себя вести. Также они берут на себя функцию пояснения для зрителей его поступков.

«Человек родился как бы не в своё время. Некогда весёлый, а теперь уже хмурый», «Дорогие зрители, давайте оставим ненадолго нашего героя» — иногда комментирует один из них.

У каждого из голосов своё амплуа. Один похож на известного ведущего скандальных ток-шоу, он толкает сюжет вперёд, вставляет ремарки к месту и не к месту, сглаживает острые углы и выступает в роли конферансье. Второй голос настроен пессимистично и склонен к фатализму. Третий же голос – голос оптимистки, выступающей за любовь и страсть.

И все трое устраивают срочное совещание после того, как главный герой произносит яростный монолог «Как я вас всех ненавижу! Я против! Я за!». Они понимают, что надо что-то предпринять. Может, он заболел и заболел серьёзно? Может, это небольшое недомогание и надо выспаться? Или он просто неважно себя чувствует? Главный герой не чувствует себя важным – вот разгадка.

И причем здесь Хармс? Почему спектакль по мотивам Даниила Хармса? – вопрошают они? Это уже неважно – звучит их же ответ. Тут мог быть любой другой писатель – например, Довлатов. Какая разница? Поступил запрос поставить спектакль по Хармсу же. В ответ зрители немного нервно смеются.

И как бы в оправдание звучат хармсовские «Жил один рыжий человек» и финальное «Я гений пламенных речей/ Я господин свободных мыслей».

Спектакль промелькнул как печальный праздник, он даёт зрителю возможность взглянуть на мир глазами Хармса, найти в себе что-то от его абсурдного мира и почувствовать свою важность.

Текст: Дарина Львова

Фотографии из открытого доступа

 

 

 

 

Добавить комментарий