«Люблю потому, что …!»

18 сентября в Театре Поколений состоялся премьерный показ спектакля «больше чем меньше» по мотивам романа Эльфриды Елинек «Любовницы».

Современный студийный театр, в котором всегда аншлаг, но места находят для всех. Этот театр начинается «не с вешалки», а с лестницы. Нам необходимо преодолеть несколько лестничных пролётов, чтобы отодвинуть существующую реальность и оказаться в мире театральной действительности. Среди посетителей всегда находятся те, кто впервые в этом театре. Им бывает особенно интересно пройти ряд серых бетонных ступенек, чтобы подготовиться к встрече с необыкновенным и увидеть НЕЧТО ИНОЕ.

В этом театре всё иное. Звонок – удар гонга, занавес – игра света. Спектакль начинается прямо из зала. Название спектакля специально написано с маленькой буквы, потому что это – не название, а реплика самой Эльфриды Елинек, внезапная мысль, записанная на бумагу. «Я люблю тебя как раз потому, что ты будешь получать больше, чем тот, кто получает меньше». В этом основной девиз  любовного треугольника пьесы. Треугольник скорее не любовный, а экономический.

Бригитта любит Хайнца потому, что он будет богаче, чем большинство окружающих её мужчин. Хайнц хочет жениться на девушке, которая моложе, богаче и образованнее, чем Бригитта. Но такая девушка никогда не полюбит Хайнца, потому что у неё есть свои планы на жизнь. Эта девушка настолько эфемерна, что её роли даже нет в спектакле. Только образ, прекрасно исполненный Наташей Пономаревой. И Хайнц, в исполнении артиста Валентина Левицкого, советует Бригитте (артистка Маруся Черкашина) полюбить кого-нибудь попроще, кто зарабатывает поменьше. Но это невозможно, потому что Бригитта любит именно его за то, что он будет получать больше, чем получает тот, кто получает меньше.

Завораживает пластика актеров, изящная хореография Дениса Ниндзя. Точные сценические движения артистов без помощи  декораций позволяют нам увидеть девушек, работающих на швейной фабрике, пьяных лесорубов, идущих домой после трудовой вахты, завсегдатаев пивного бара, молодёжь на дискотеке,  интимные встречи.

Эльфриду Елинек очень легко читать, но очень трудно играть. Артисты проговаривают текст и одновременно показывают его, они невероятно пластичны.

Самым уникальным было начало. Вступительный монолог гуру из секты настолько созвучен самому театру, что хотелось ответить артисту: «Да, это на самом деле так!».

 «Вы находитесь на фабрике»,  - утверждает гуру (артист Валерий Рутковский). И мы соглашаемся, ведь помещение театра действительно находится в здании бывшего промпредприятия, а через дорогу – здание бывшей фабрики «Печатный Двор».

«Эту трикотажную фабрику построили хорошие люди, а работают на ней очень хорошие люди», - и это тоже верно. Не так далеко от театра расположены многочисленные корпуса знаменитой когда-то фабрики «Красное Знамя», построили эти здания известные архитекторы, по их проектам застроена почти вся Петроградская сторона. Многие пожилые жители Петроградского района работали в молодости на этой фабрике, как и мать Бригитты, работавшая на трикотажной фабрике в далёкой Австрии.

В спектакле всё, как в жизни. Только впечатления у каждого свои и неповторимые.

Австрийская писательница Эльфрида Елинек, лауреат Нобелевской премии по литературе, автор «Любовниц», «Пианистки», «Клары Ш» и других  значительных произведений, показала необыкновенно точное изображение внутреннего мира человека. Не менее известная искусствоведка и переводчица Анна Глазова перевела этот текст на русский язык.

Мы благодарим режиссёра Алину Никольскую, всех артистов и сотрудников театра, принимавших участие в спектакле, за эту удивительную, красивую и смелую постановку.

Текст: Мария Гузарёва

Фотографии Микаелы Фроловой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения