Вы здесь
Главная > Театр > Кино, которое не сняли

Кино, которое не сняли

Импрессионистская постановка Данила Чащина – «Причал» была показана 24 сентября в рамках театрального фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина в здании театра на Литейном. Спектакль – воспоминание, «кино в голове», а также выставка фотопроб артистов, которые так никогда и не снялись в фильме Владимира Китайского по сценарию Геннадия Шпаликова.

Одна актриса и четыре актера московского театра «Человек» рассказали зрителям историю, большую часть которой присутствующим пришлось самостоятельно представить в собственном воображении. Постановка — попытка воссоздать киносценарий к неснятому фильму, а также сценическое исследование «настроения обреченного счастья», когда жить – хорошо, но как жить – непонятно.

 

Действие пьесы разворачивается в Москве и длится всего одну ночь. Артисты, сидя на стульях, трансформирующихся в стремянки, зачитывают сценарий. Фоном служит экран, на котором периодически появляются виды Москвы, колесо обозрения в парке имени Горького, фары автомобиля, смеющееся лицо девушки, титры и т.д. Перед экраном установлен стеллаж с папками, словно перекрывая его. Возможно, это символ того, что фильм на экраны так и не вышел.

Под мелодичную музыку в духе самых душевных советских фильмов, вроде «Предчувствия любви» или «Любить» актеры рассказывают о том, как на барже, везущей лошадей по Москве-реке, разворачивается романтическая история между шкипером и Катей.

Актриса Арина Постникова создала очень трогательный образ главной героини. В 1960-х на эту роль приглашали сначала Светлану Светличную, потом Марианну Вертинскую. В спектакле театра «Человек» Катя – немного легкомысленная, но очень самоотверженная девушка. Она может вплавь догнать баржу, оказать психологическую и финансовую поддержку дрессировщику тигров, и отогнать до дома машину летчика, пока он отправляется к облакам. Смелая, добрая и отзывчивая девушка, возможно, даже слишком идеальна, чего не скажешь про мужские персонажи.

Так же, как персонажи фильмов из других сценариев Шпаликова или Володина, в честь которого назван фестиваль, шкипер, Павлик, летчик, укротитель и другие герои фильма-спектакля – несовершенные и настоящие. Пока Катя мучается вопросом, любит ли ее шкипер, тот любит ее по-своему: жестоко, отстраненно и даже через месть. Например, он покупает ей подарки, но не отдает, а просит Павлика их дарить. Когда Катя принимает подарок, шкипер его забирает и выкидывает в воду.

Заслуженный артист России Владимир Скворцов, Александр Соколовский и Антон Шурцов по очереди играют разных персонажей, включая собаку и лошадь. Арина Постникова также воплотила в жизнь не только образ Кати, но и Анны, к которой приходит попрощаться перед свадьбой шкипер. И здесь опять же проявляется его несовершенство, когда из ревности он уговаривает сбежать маленького Алешу из дома.

В спектакле очень много деталей, которые ассоциируются с советским кинематографом 1960-х. В частности, это единство гражданских и нравственных устремлений и идеализм. Несмотря на то, что игра актеров больше напоминает репетиционную читку, камерность становится тем преимуществом, благодаря которому коллизии пьесы воспринимаются залом очень чутко, как свои радости и разочарования.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий