Открытие сезона Академического симфонического оркестра

Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии открывает новый концертный сезон под управлением народного артиста России Николая Алексеева программой из сочинений Иоганнеса Брамса и Бориса Тищенко 26 сентября. Как и предыдущий, этот сезон пройдет под знаком 100-летия филармонии. Традиция исполнения академической музыки в ее залах восходит к XIX столетию, когда здесь выступали Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Рихард Вагнер, Антонин Дворжак, Антон Рубинштейн и другие крупнейшие музыканты своего времени. Однако собственно филармония (на тот момент Петроградская), первая в нашей стране, была учреждена 13 мая 1921 года, 12 июня состоялся первый в ее истории концерт.

Сольную партию в Концерте Брамса исполнит победитель последнего Международного конкурса имени Чайковского Сергей Догадин: с Петербургской филармонией музыканта связывают давние отношения – его дебют в Большом зале состоялся уже почти 20 лет назад – и с тех пор он желанный гость на этой сцене. Сегодня Сергей Догадин – один из лучших скрипачей своего поколения, выступающий в самых престижных концертных залах мира.

Также безусловным событием вечера и всего нового сезона станет исполнение одной из самых значительных симфонических партитур начала XXI века: Данте-симфония № 5 «Рай» Бориса Тищенко прозвучит в год 800-летия со дня смерти великого итальянского поэта.

Эта симфония – заключительная часть колоссальной композиции: сам Тищенко определил ее жанр как хорео-симфоническая циклиада, озаглавив «Беатриче». Исследователи называют сочинение, над которым композитор работал с 1996 года (а идея которого вызревала более 35 лет), новым этапом в музыкальной «дантологии», истоки которой уходят в XIX век, к «Данте-симфонии» Ференца Листа. Симфония за симфонией, часть за частью Тищенко воссоздал в звуках события песен «Божественной комедии», но музыка их не просто иллюстрирует (хотя связь циклиады с балетным театром, безусловно, влияет на характер ее тем и образов), а скорее предлагает психологическое осмысление. «Дантовский Рай не менее грустен чем Чистилище и не менее страшен чем Ад. Причиной тому – неизбежное, уже окончательное прощание с Беатриче, приближение к Божеству, непознаваемому и непредсказуемому; и еще – Данте не может забыть о бесчинствах, творящихся на Земле», – говорится в авторской аннотации к симфонии. Известный петербургский музыковед Михаил Бялик писал: «Вообще, какое-то детское прямодушие, непосредственность, открытость присутствуют в самых сложных, трагедийно или гротесково окрашенных звукоизображениях, в том доверии к Данте, которое испытывает композитор».

Мировая премьера Данте-симфонии № 5 «Рай» состоялась в Большом зале Петербургской филармонии в 2009 году: ее осуществил Заслуженный коллектив России под управлением Николая Алексеева.

Билеты на сайте Филармонии

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения