Вы здесь
Главная > Танец > Всё должно случаться по любви

Всё должно случаться по любви

18 августа на Новой сцене Александринского театра проблемы одиночества и личного апокалипсиса в танце исследовали участники XXIII Международного фестиваля современного танца Open look. Во второй день фестиваля состоялись показы двух спектаклей: «Edge Infinity» и «Спорный пересказ». После каждого представления в холле было организовано обсуждение с авторами и исполнителями — с коллективом G.G.A.M.company: Галиной Грачевой и Светой Кузнецовой, а также Ильей Маныловым, Александрой Колосовской и Banzay.

Спектакль «Edge Infinity» изначально планировался как небольшой, тридцатиминутный, сольный проект, состоящий из танца и перформанса. Но в итоге он перерос в крупноформатный спектакль. Постановщик спектакля Катя Ганюшина взяла за основу полетный инструктаж. На эту форму единственной исполнительнице Галине Грачевой нужно было накладывать следующие действия: от простого – к сложному, от хаоса к космосу и снова – к хаосу. При этом действия не должны были быть танцевальными.

Эффект получился действительно потрясающий. На сцене зрители видят девушку в серебристом костюме на фоне двух зеркал, размножающих ее образ до бесконечности. Видимо, поэтому спектакль так и назван. «Infinity» в переводе с английского – это бесконечность, пустота или безграничность. «Edge» — наоборот, означает границу или край.

Оксюморон в названии – это только первое объединение противоположностей в спектакле. Единственный персонаж постановки одновременно является множеством в своих отражениях. При том то, что танцовщица одна на сцене, в зеркалах видны и зрители, благодаря чему ее субъективное одиночество – это в тот же момент слияние с коллективным сознательным и бессознательным тех, кто воспринимает ее танец в данный момент.

Движения исполнительницы – это бесконечная рекурсия с небольшими вариациями, которая, как сопровождающая действие трансовая музыка Александра Залысина, не имеет ни сюжета, ни завязки, ни развязки. Даже тогда, когда кажется, что система дает сбой и искусственный интеллект оживет, трансформация не происходит, так и оставаясь на уровне неудовлетворенного желания диалога и человечности.

 

Один из основных инструментов современного танца – это воображение. Постановка G.G.A.M.company сделана на основе минимализма таким образом, что каждый зритель сможет визуализировать собственный опыт. Для одних это будет идея об одиночестве космонавта, летящего к далеким звездам, для других – история об искусственном интеллекте, для третьих – рассказ о «дне сурка» обывателя, который каждый день идет по своему замкнутому кругу. Реакция зрителей – именно та составляющая, которая превращает постановку в перформанс.

В этом смысле второй спектакль «Спорный пересказ» также можно отнести к данному жанру. Зрители привыкли, что, заходя в зал, они видят пустую сцену. Но, рассаживаясь по местам перед этим спектаклем, они оказываются под наблюдением одного из исполнителей. Banzay стоит в центре сцены и сонастраивается с аудиторией.

Спектакль можно условно разделить на две части. В первой Banzay – это обособленный, недобрый персонаж, который высокомерно и пренебрежительно начинает взаимодействовать с парой в деловых костюмах – Александрой и Ильей. Под слова из библии и музыку модного петербургского музыканта FEODOQ они разбрасывают газеты и танцуют, каждый в своем стиле, при этом органично взаимодействуя друг с другом. В этой танцевальной коммуникации можно увидеть смыслы разного уровня: любовный треугольник, в котором каждый любит слишком сильно, но нет взаимности (юноша – девушку, девушка – другого, а другой – себя) или библейский сюжет, где, возможно, есть Адам, Ева и Искуситель.

Во второй части постановки добавляются повторяющиеся фразы, как на заезженной пластинке диджея: «Она выиграла миллион!», «На что потратишь?», «Мне нужна эта газета» и другие. Речь становится музыкальным сопровождением. У реплик философско-сатирический эффект, который нарастает к финалу, где герои после всех духовных поисков и взаимодействий складываются в единую «скульптуру» с девушкой во главе, словно позируя для фотосессии.

В обсуждении после спектакля автор проекта Илья Манылов поделился со зрителями тем, как через социальные сети находил артистов и договаривался с автором музыки. Илья поставил участникам проекта художественную задачу, в рамках которой они танцевали «фристайл» и импровизировали. В основе постановки идея конца света, которую можно воспринимать как в глобальном масштабе, так и личностно. Каждый человек периодически испытывает состояние прострации и будто зависает в невесомости. Это путь либо в сторону ощущения себя несчастным, либо дверь к гармонии с миром, в котором человеку нужен человек.

Илья Манылов уверен, что «все должно случаться по любви». Именно по любви создавался этот проект, в котором у каждого исполнителя есть своя аутентичная пластика и свой характер, но все вместе образует экспериментальный спектакль, в котором есть рассуждение о взаимности, власти и месте человека в мире.

Текст и фотографии: Инна Зайцева

 

 

Добавить комментарий