Открытый взгляд

В последний день фестиваля Open look зрителей ждал показ фильма «Джазовый танец: путешествие к корням» (2020 г.). Кульминацией фестиваля стал спектакль режиссера из Швейцарии Фуфуа д’Имобилите «Прелюдия к последствиям свершившегося факта», который создавался на глазах у гостей и участников фестиваля в фойе, на лестнице и во дворе Новой сцены Александринского театра.

Фильм «Джазовый танец: путешествие к корням» режиссера Хадифа Вонг был показан впервые в России на фестивале Open look. Это документальное кино об истории джазового танца, состоящее из интервью с хореографами, некоторые из которых принимали участие и проводили мастер-классы на предыдущих фестивалях Open look.

Например, одна из основателей фестиваля Наталья Каспарова в 1997 г. проходила обучение в Австрии у известного хореографа и педагога Фила Ладука, после чего пригласила его провести мастер-классы на Open look.

Джазовый танец – это не contemporary dance, но и хип-хоп, и современный танец, и многие другие популярные сегодня стили произошли из джазового танца или взяли из него отдельные элементы. Создатели фильма описывают джазовый танец, как образ жизни, игру, коммуникацию, ритуал и политическое высказывание, а также приводят описание хронологии событий.

Культура джазового танца уходит корнями в африканскую культуру. В 1920-х танец позволял африканцам, которых забрали в рабство в Америку, войти в гипнотическое состояние и перенестись в другое место, где они не были рабами. В 1940-1950 джазовый танец был кодифицирован: создавший образ Мэрилин Монро Джек Коул, Кэтрин Данэм, Пэтси Суэйзи, Мэтт Мэттокс, Боб Фосс и другие хореографы разработали теорию джазового танца, в котором, прежде всего, выделялись импровизация и полиритм.

Затем джазовый танец стал частью мюзиклов. «Вестсайдская история» вдохновила многих хореографов. 1960-е были временем твиста, а в 1970-е танец, включая брейк и диско, был везде. В 1980-х и 1990-х танцы переместились с улиц в клипы, а в 2000-х – в социальные сети.

Сегодня contemporary dance востребован даже больше, чем джазовый танец и знание того, откуда и как произошли современные танцевальные стили, позволяет лучше понять культуру современного искусства.

Последним спектаклем фестиваля стала долгожданная постановка режиссера, хореографа и танцовщика из Швейцарии Фуфуа д’Имобилите. Перформанс оказался долгожданным, потому что Фуфуа и его артисты: Ализе Субре, Алекс Кристиан и Ланда Агирречу в предыдущие дни фестиваля подогревали интерес участников и посетителей, показывая элементы постановки в фойе, на лестнице и во внутреннем дворе Новой сцены Александринского театра. Полуобнаженные танцовщики брали куртки или обувь зрителей и демонстрировали любовь к этим предметам. Они медленно двигались и замирали в разных позах под свист, музыку Дебюсси и барабанный бой. Этот site-specific перформанс получил название «Жить как фавн».

Спектакль на сцене, который состоялся 21 августа, был одновременно и похож на происходящее до этого, и отличался. Например, артисты также были практически обнаженными. Вопрос значения обнаженности актуален для Фуфуа. Он предлагал эту тему к обсуждению на мастер-классах и сама постановка – это отчасти исследование данной идеи. Для Фуфуа обнаженность не может быть тотальной, так как кожа все равно остается вариацией костюма.

Так же, как и «живая выставка», спектакль не был полностью срежиссирован. Фуфуа дал артистам идею, поставил задачу и обозначил рамки. Во время подготовки спектакля Фуфуа приносил фильмы и книги своей творческой команде, рассказывал о том, что вдохновило его и, таким образом, заряжал их своей энергетикой.

Больше всего на создание постановки, которую Фуфуа назвал «Прелюдия к последствиям свершившегося факта», режиссера вдохновил одноактный балет на музыку симфонической поэмы Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Хореографом и исполнителем был знаменитый русский танцовщик и новатор танца Вацлав Нижинский. Для Фуфуа это очень личный выбор, так как его мать училась у сестры Вацлава - Брониславы Нижинской.

Учитывая, что в основе спектакля лежит миф, обнаженность и откровенное до непристойности поведение артистов может быть ожидаемо. По замыслу Фуфуа фавнами здесь стали все исполнители, независимо от пола, а зрители – теми, кого актеры соблазняют. И телесная открытость - не единственный прием. Исполнители используют все средства: томные взгляды, интимные движения и намеки. В какой-то момент они даже выходят в зрительный зал, заставляя зрителей краснеть, отворачиваться и смущенно улыбаться. Потом берут часы, рюкзаки или обувь, чтобы показать неприкрытую любовь к этим предметам, постепенно возводя фетишизм до максимума.

Их чувственность и сексуальность противопоставлены поведению одной героини, которая гремит, стучит, играет на ударных, стонет и завывает, но никак не может научиться выражать свое желание. Здесь может быть и такой подтекст, что в открытом проявлении влечения кроется свобода, а там, где человек запирает себя в запреты, желания тоже есть, но выходят они не через любовь, а через боль.

Само название «Прелюдия» многозначно. Это и часть музыкального произведения, и подготовка к любви или игре, поучаствовать в которой Фуфуа приглашает всех присутствующих. Каждый из его артистов, и он сам, отображают определенные характеры, оставляя зрителям возможности для собственной интерпретации происходящего. Так, Фуфуа читает поэму Малларме, создавая образ искушенного эстета. Одна из девушек сначала кажется закутанной в ткань, а потом выходит из своего «кокона», перерождаясь, словно бабочка из гусеницы. Другая заигрывает с публикой, поднимая кундалини, и прикасается к тем вещам, которые актеры обычно оставляют за кадром: гладит софиты и висит на занавесе.

Фуфуа - не просто известный хореограф и танцовщик, он так же художник. Если смотреть на его творчество открытым взглядом, можно увидеть его идею о том, насколько важно всем людям после пандемии снова чувствовать сближение. Это уже не первый приезд Фуфуа в Россию. И можно предположить, что и не последний.

XXIII фестиваль современного танца Open look подошел к концу. В этом году было много интересных проектов от совсем молодых и именитых хореографов. Одним из последствий пандемии стало то, что, как оказалось, теперь режиссировать спектакли возможно онлайн. И также можно сделать вывод, что многие отечественные спектакли оказались и в плане техники, и в плане идеи не менее достойными просмотра, чем зарубежные.

Текст и фотографии: Инна Зайцева

 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения