Музей имени тебя

Часто ли вы задумываетесь о роли вещей в своей жизни? Почему, к примеру, мы годами не можем заставить себя выбросить потёртый кошелёк или улыбаемся, глядя на ветхую закладку? Многие вещи, окружающие нас, способны всколыхнуть целый пласт воспоминаний, светлых и грустных. Размышляют о вещах и историях, с ними связанных, лауреаты Национальной премии «Золотая маска» - педагог и режиссёр Борис Павлович и художница, режиссёрка, сценаристка Ксения Перетрухина - в документальном спектакле театра Karlsson Haus «Вещественные доказательства».


Перед началом каждый зритель получает стикер — опознавательный знак команды, к которой приставлен свой гид. А дальше зрители с проводниками (Кристиной Цуркан, Алисой Дроздовой, Софией Дымшиц, Максимом Максимовым) под бодрую песню «Вещь доказывает, что есть человек!» попадают … в настоящий музей вещей. В камерном пространстве вдоль стен расставлены стеллажи с предметами быта, одежды, игрушками. Начинаются экскурсии — параллельно их проводят 3 актёра. У каждого гида-актёра своя тема, разгадать которую предлагается зрителю в финале. Что объединяет женские туфли, старый магнитофон, чемодан с тряпичными куклами, поношенную кожаную куртку и булыжник? Актёр Максим Максимов, проводник нашей группы, рассказывает, что все эти предметы в той или иной ситуации помогали людям выжить – на Второй мировой войне, во время протестов в Белоруссии в 2020 году, в «горячих точках» в 90-х.

Кстати, необычный формат спектакля «Вещественные доказательства» предполагает, что можно вернуться как минимум два раза, чтобы попасть в другие группы и послушать новые истории.

«Люди живут, окруженные вещами, в которых законсервированы истории. Вещь – это и молчаливый свидетель, и архив человеческого опыта. Есть предметы-якоря, которые несут в себе наши воспоминания. Работая над спектаклем, мы собирали истории реальных людей и их вещи» - говорит режиссер Борис Павлович.


Спектакль навевает ассоциации с романом Орхана Памука «Музей невинности» - в ней герой Кемаль тайком начинает коллекционировать личные вещи возлюбленной Фюсун — сначала ворует ее носовой платок, окурок, помаду — и бережно хранит эти предметы дома. Постепенно его коллекция расширяется, и он создает музей вещей в память о трагичной любви (Орхан Памук после выхода книги открыл реальный «Музей невинности» в Стамбуле).
В отличие от Кемаля, создатели постановки принимают вещи в дар — от зрителей. Таким образом коллекция постоянно пополняется. Но предметы здесь не складируются как в обычных музеях - на витринах или в запасниках - а находят новых хозяев. Во втором акте под аккомпанемент аккордеона в исполнении Рената Шавалиева происходит настоящий аукцион с лотами, стуком молоточка и аплодисментами счастливому покупателю. И если для зрителя покупка - шанс приобрести сувенир о спектакле и поддержать театр, то для бывшего хозяина расставание с вещью - своего рода психотерапия, освобождение и проработка травмы.

После спектакля, уже дома, возникает желание перебрать привычные вещи и всласть повспоминать, словно перелистывая старый фотоальбом. И, кто знает, может, одна из ваших вещей перекочует в музей Karlsson Haus — и, как шутливо говорят создатели, вы таким образом создадите музей имени себя?

Текст Натальи Стародубцевой 

Фотографии Дмитрия Егорова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения