Комично-трагичный Хармс

В афише арт-кафе «Бродячая собака» спектакль «Бело-Черный Хармс» заявлен как шутка в двух действиях, с элементами фокусов, превращений и исчезновений. Режиссер Александра Шагойко подготовила для зрителей программу из детских стихов, забавных случаев из жизни эксцентричного писателя и черного юмора. Последнего с лихвой хватало – ведь творчество Даниила Ивановича во многом пронизано жесткими остротами и цинизмом. Личность Хармса раскрывается именно в бело-черных тонах, на контрасте – произведения, которые вначале смешат, позже отзываются грустью. Также монохромность спектакля подчеркивают лаконично-клоунские костюмы работы художницы Анны Подволоцкой.


Сбоку сцены расположился большой шкаф с надписью «Эх, я родился!», дверцы которого артисты по ходу спектакля дополняли подписями. Шкаф выполнял роль реквизита и был еще одним участником спектакля. Из него эффектно появлялись с баяном, исполняя «Мне нравится прическа на пробор», и в нем, не менее эффектно, исчезали артисты, занятые в постановке — Андрей Кондратьев, исполняющий роль Хармса, Анастасия Немировская и Александр Худяков. Кондратьев и Худяков играют на противопоставлении друг другу – их игра напоминает средневековые итальянские уличные представления комедии дель арте, где один скрывается за маской наглого Арлекина, а другой — за маской глуповатого простака Пьеро, объекта насмешек. Ярко и эмоционально оттеняет их словесную дуэль клоунесса Анастасия Немировская. Уже само неожиданное появление артистов из шкафа, из зала, из боковой двери настраивает зрителей на абсурдность и экстравагантность спектакля.
«Бело-Черный Хармс» весь условно поделен на вехи жизни неординарного писателя и повествует о его судьбе. О двух днях рождения («Теперь я расскажу о том, как я родился»), о его многочисленных стихах для детей («Мы спешим сегодня в школу», «Профессор Трубочкин и ребята»), о поисках смысла жизни (филосовско-мифологическое стихотворение «Нетеперь»).


Стихи и рассказы перемешиваются с описанием реальной биографии Даниила Ивановича. Известно, что он много и плодотворно работал, но огромное количество его произведений уходило «в стол». При его жизни было опубликовано только два «взрослых» стихотворения, в печать выходили лишь детские произведения. А Хармс не любил детей, но так вышло, что теперь многие его знают, как именно детского автора и поэта. Абсурд сопровождал его не только в творчестве, но и в жизни. Например, живой и энергичный рассказ «Новый талантливый писатель» Хармс написал в то время, когда за его работу не платили, ему приходилось брать в долг, а его семья буквально голодала.


У каждого из трех артистов есть свои сольные выходы и монологи. Внимание зрителей почти ровно поделено между ними. А внимание самих артистов так же пристально направлено на публику. Они реагируют и обыгрывают любое движение в зале во время спектакля – будь то абсолютная тишина перед исполнением «Симфонии № 2» или недостаточная расторопность официантки (это особенность арт-кафе «Бродячая собака», — в нем не принято сидеть, как в обычном театре, здесь приветствуется заказ напитков и закусок, и не воспрещается есть-пить во время представления).

Первое отделение проходит в бодром и стремительном ключе, даже происходит что-то наподобие драки между героями. А на моменте прочтения рассказа "Один молодой человек полюбил одну молодую особу" с его бесконечно повторяющимися фразами, пародирующими романтическую мировую литературу, публика одновременно веселилась и уже сама хотела побить исполнителя, потому что рассказ все не заканчивался.


Второе отделение уже более минорное по настроению. И только здесь начинает четче проступать режиссерская задумка, что на сцене находятся не три клоуна, не три исполнителя, а один-единственный Даниил Хармс и два его воображаемых героя — персонажи его произведений. Иногда они обращаются к нему напрямую, иногда общаются только с залом. Они всегда рядом: выскакивают из шкафов и дверей. И начинают свои диалоги и монологи в те моменты, когда фантазия автора начинает работать на полных оборотах, а до этого просто присутствуют рядом и смотрят на своего создателя, готовые ринуться в словесный бой. Хармс с ними разговаривает, спорит и даже дерется.
Во второй части спектакля упоминаются особо печальные события из жизни Хармса: обвинения в антисоветской и буржуазной пропаганде, лагеря за прославление мещанского благополучия, замена лагерей на высылку, возвращение в родной Ленинград, второй арест, нужда. Жизнь поэта подходит к концу, все чаще звучат горькие рассуждения о невзгодах и отсутствии средств к существованию. И в итоге у Даниила Хармса на руках остаются только его исписанные листы бумаги со стихами и прозой, которые так и не напечатали. Он перебирает их, зачитывает вслух отрывки и кидает на пол. И голоса его персонажей, кричавшие в его голове, начинают затихать, - они были живы только на его бумаге.


В финале звучит стихотворение «Из дома вышел человек», что выглядит очень удачным окончанием спектакля, так как намекает на то, что до сих пор неизвестна точная дата смерти Хармса, — ходили слухи, что он просто вышел из дома и пропал. Стихотворение подводит черту под вышесказанным, но слышится оно не как итог, не как точка, а как многоточие:
…Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.

Текст: Дарина Львова

Фотографии из открытого доступа 

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения