Пойди туда, не знаю куда

Современный театр уже давно освоил пространство за сценой — музеи и улицы, метро и квартиры, теплоходы и даже поезда. Пришло время отправиться на природу и играть спектакли в лесу и загородных резиденциях. Постановка Ильи Мощицкого «Бегуны» в рамках «Точки доступа» — мини-трип, который начинается в онлайне и ведёт зрителей за главной героиней на природу, в окружение костра, музыки и молчаливых зрителей. Это театральное путешествие по мотивам одноимённой книги нобелевской лауреатки Ольги Токарчук. Спектакль на весь день: представление начинается в 10 утра в Телеграме и заканчивается в девять вечера в Бернгардовке, на загородной усадьбе «Приютино» Ленинградской области. 

Ольга Токарчук любима в Польше, на своей родине, и только набирает популярность среди российских читателей. Ее роман «Бегуны» принёс ей не только известность среди широкой публики, но и престижную литературную премию «Нике». Произведение построено по канонам постмодернистской литературы. Короткие путевые заметки, на первый взгляд никак не связанные между собой, закручивают читателя в круговорот историй. Эти элементы по ходу книги образуют единый узор и создают музыку дороги — шум колёс, объявления в аэропортах, аудиогиды музеев, случайно услышанные разговоры прохожих. 

Чем отличаются и что общего у туризма, путешествия, скитаний, паломничества и бегства? Герои романа и, догоняя их, участники театрального процесса, наблюдая за чужими инсайтами в пути, ищут свои ответы на эти вопросы. В созданном специально под постановку на один день Телеграм-канале зритель оказывается наедине с главным действующим лицом «Бегунов», актрисой Екатериной Крамаренко. Их разделяет только невозможность ответить на сообщения. После спектакля такая возможность появится и зритель окажется в одном мире с актерами, что ещё больше увеличит отождествление героев и зрителей. 

«Бегуны» — это о всех и каждом. Мы путешествуем ежедневно: в виртуальном и бытовом смысле, убегая от проблем, по снам, в философском и психологическом, по прошлому и воспоминаниям. Современный человек уже давно кочевник в новом формате. Кого-то заставляет срываться в путь внутренняя тревога о несделанном, кого-то страсть к приключениям, кого-то тоска по любимым. Иногда цель ждёт нас в конце пути, но чаще всего мы в дороге осознаём, что целью и был сам путь. 

В три часа дня в канале уже полсотни сообщений: описание утренней рутины и случайных встреч главной героини, впечатления от похода в Кунсткамеру и любимые треки для прогулок. Появляется карта и инструкции, как добраться до оффлайн-части спектакля. Зрителю нужно принять решение: остаться дома, наблюдать за всем онлайн или отправиться на электричке загород. Такой элемент сознательного выбора и необходимости куда-то ехать за опытом искусства сразу ставит все пережитое далее в чуть большую ценность, чем спектакль, чтобы попасть на который достаточно вызвать такси за полчаса до первого звонка.

Что происходит со зрителями в усадьбе «Приютино» - описать сложно. Чистый иммерсивный опыт, когда ценность переживаний становится настолько личной, что обсуждать это становится даже немного неприличным. В предметной картинке все до абсурда просто: деревянная сцена, два актера (Алишер Умаров и Анастасия Балуева), лес, костер, барабанные ритмы, на экране телефона — фразы из книги и режиссёрские реплики. Магия создаётся во внутреннем мире зрителя. То самое перформативное мерцание, спектакль, звучащий инсайтами, для каждого свой. В какой-то момент можно просто выпасть и обнаружить, что на несколько минут личное Я растворилось и сознание улетело куда-то за границы культуры и цивилизации, установок и сознательных целей. 

Где мы оказываемся, когда пришли домой? Обычно в культуре аспекты дома и пути противопоставляются. На спектакле «Бегуны» они интегрируются в единое пространство смыслов и дом обретается в путешествии, а ритм дороги можно забрать с собой. Для каждого этот спектакль поднимет свои вопросы — пространство смыслов очень объемно. Тут есть и философское преодоление страха смерти в контакте с чем-то большим, чем мы сами, и древнее, как мир, исследование себя через углубление и наблюдение, и переосмысление вопросов о смысле существования. Ведь жизнь — есть самое долгое и глобальное путешествие для каждого. 

В завершении спектакля вместо опущенных кулис начался июльский ливень. Можно ли считать такой жест режиссерской задумкой? Безусловно, нет. Это был не столько спектакль, сколько шаманский ритуал и то, что природа ему подыгрывала, — лишь доказательство.

Текст: Елена Свиридова

Фотографии Александра Игнатовича и Полины Назаровой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения