Общее место. Как сделать спектакль из обрывков рефлексии?

На свободную программу летнего фестиваля искусств «Точка доступа» был объявлен опен-колл. Всего команда получила 378 заявок, из которых отобрали 15 спектаклей для участия в фестивале. Это и экскурсии, и концерты, и перформансы, и выходящие за рамки инсталляции — интерактивное искусство.

Свободная программа —  это авторский взгляд на то, какое может быть будущее у исполнительного театра. Участники создают проекты сами, ТД служит как платформа для их реализации и показов зрителю.

|общее место| — спектакль play-book для одного зрителя. Вы приходите на Новую сцену Александринки, поднимаетесь в прозрачном лифте, вас встречают приятные молодые люди, а после часа наедине с собой и внутренним миром создателей спектакля вам вручают памятный подарочек в конверте. Все это напоминает то ли какой-то светский прием из «С широко закрытыми глазами», то ли секретную встречу из детства.

Такие театральные зарисовки заставляют задуматься: а из чего вообще складывается искусство? Что можно назвать спектаклем, а что остается творчеством, личной рефлексией на тему?

Авторы спектакля Полина Кардымон и Элина Куликова приглашают зрителя открыть хенд-мейд книги и заглянуть в их личные истории. Получается своеобразный дружеский разговор в одностороннем порядке. Тут и попытка вычленить универсальный рецепт современного перформанса, и любовные признания, и страдания юности, и удивление самопознания. Полотно спектакля соткано из обрывков разговоров, непроявленной пленки, записей ночных бесед, засушенных цветов, рисунков, самоцитат и чего-то личного, что неуловимо и еле читается между страниц.

Полина: У нас с Элиной был план — создать совместный проект, НО мы в разных городах, а диджитал-проект нам делать не хотелось, поэтому мы сочинили play-book спектакль. Мы обозначили основные правила игры: это книга, внутри которой мы создаем спектакль о себе, отвечая на вопрос “Где я?”.

Элина: Разница между нашей географией, безусловно, стала отправной точкой. Быстро стало ясно, что спектакль приобретет аналоговый формат, некую пограничную форму между театром, объектом и текстом. Я предложила Полине сделать спектакль для одного зрителя в формате альбома или книги. Определение play-book возникло сразу; мне кажется, оно хорошо отражает интерактивную природу альбома, что делает его отличной как от литературы, так и от традиционного графического жанра “книги художника”. Мы создали два экземпляра, и, недолго думая, приняли решение, что сами выступим главными объектами своего исследования, или, иными словами, персонажами этой работы. Можно сказать, что для нас это первый опыт создания настолько личного проекта.

Зритель может самостоятельно выбрать, по чьей тропе он пойдет — перед ним два рабочих стола, два проектора и две книги. Одна — автофикшн-пейзаж взросления Полины, другая — цифровой ландшафт творчества Элины.

Книги полностью созданы вручную Полиной и Элиной, при желании можно приобрести одну из них после спектакля и иметь возможность в любой момент подключиться к творческому потоку девушек. Принести домой и поставить спектакль на книжную полку.

Сейчас для того, чтобы попасть на спектакль, не нужно ничего, кроме желания соприкоснуться с красотой и мобильного устройства с камерой, считывающей qr-коды — говорят нам создательницы спектакля и вручают путеводитель по их судьбам. Из чего складывается жизнь человека? Из обрывков разговоров, мечт и желаний. А спектакль |общее место| сложился из обрывков рефлексии художниц.

Текст: Елена Свиридова 

Фотографии Александра Игнатовича и Полины Назаровой

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения