Вы здесь
Главная > Кино > ХХIХ кинофестиваль «Виват кино России»

ХХIХ кинофестиваль «Виват кино России»

С 11 по 15 мая в 7 кинотеатрах Санкт-Петербурга были показаны фильмы ХХIХ кинофестиваля «Виват кино России». В конкурсную программу вошли 8 российских картин, снятых за 2020-2021 г. Кроме конкурсных кинопоказов, совершенно бесплатно демонстрировались также специальные внеконкурсные программы, приуроченные к празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского, 200-летию Достоевского, 80-летию со дня рождения актера и режиссера Сергея Никоненко, 100-летию со дня рождения Юрия Никулина, 95-летию со дня рождения Евгения Евстигнеева и другие. Специальными событиями кинофестиваля стали юбилейный вечер Александра Адабашьяна и встреча с режиссером Александром Прошкиным. Среди других мероприятий были мастер-классы студентов с ведущими кинематографистами России и «круглый стол» дискуссионного клуба по теме «Герой вчерашних дней. Но что-то героическое в этом есть».

В день открытия фестиваля 11 мая на церемонии «красной дорожки» можно было увидеть бомонд отечественного кинематографа, включая профессиональное жюри. В этом году его возглавил продюсер, Заслуженный работник культуры РФ Вячеслав Тельнов. В состав жюри также вошли профессиональные кинематографисты: кинорежиссер известных и достойных фильмов «Доктор Лиза», «Хороший мальчик» и других, сценарист и журналист Оксана Карас, народная артистка РФ, снявшаяся в более, чем 150 фильмах, включая «Любить по-русски», «Миллион в брачной корзине», «Кто войдет в последний вагон» и «Самая обаятельная и привлекательная» бесподобная, элегантная и невероятно талантливая Лариса Удовиченко, заслуженный артист РФ, известный по прекрасным ролям милиционеров в фильмах «Ширли-Мырли», «Нежданно-негаданно», «Сочинение ко Дню Победы» Сергей Баталов, кинооператор Игорь Клебанов, а также один из самых востребованных актеров современности, на счету которого почти 300 ролей в фильмах и сериалах — Сергей Никоненко. Бессменный генеральный директор фестиваля – Людмила Ивановна Томская. Кроме того, в фестивале приняли участие: Светлана Крючкова, Александр Адабашьян, Вадим Абдрашитов, Екатерина Воронина, Анастасия Мельниква, Владимир Котт, Лариса Лужина, Валентина Теличкина, Андрей Руденский, Нина Шацкая, Нина Усатова, Михаил Боярский и многие другие известные режиссеры, операторы, актеры и актрисы.

 

Безупречной ведущей кинофестиваля в 2021 г. стала актриса и телеведущая Лариса Гузеева. Лариса Андреевна была ведущей самого первого кинофестиваля «Виват кино России», а также вела, открывала и закрывала этот кинофестиваль не один раз. Вместе с Ларисой Гузеевой церемонию открытия, которая традиционно прошла в БКЗ «Октябрьский», провел Анатолий Лобоцкий. Были вручены призы артистам и озвучены поздравления юбилярам. Приз «Признание» ХХIХ фестиваля «Виват кино России!» за впечатляющую галерею женских образов на экране получила Народная артистка России Лариса Удовиченко. Премию «За творческий вклад в российский кинематограф» получила Народная артистка России, Нина Усатова. Также с юбилеем поздравили Сергея Никоненко, Анатолия Журавлёва и Александра Адабашьяна.

На ХХIХ фестивале было показано 54 картины. Программу сформировали киновед Ирина Павлова, продюсер и педагог Ирина Сошникова и кинопрокатчик Борис Уркин.

Фильмом открытия кинофестиваля стала сатирическая фантасмагория Владимира Котта «Конец фильма». В основе сюжета — рефлексия регрессирующего в подростковый бунт режиссера, в которой нашлось место и для экзистенциального ужаса, и для раздвоения личности в духе «Бойцовского клуба», и для современного искусства.

 

 

Настоящим подарком киноманам стала конкурсная картина «Про Лелю и Миньку». Режиссер Анна Чернакова вместе с Александром Адабашьяном сняли добрый, светлый, душевный фильм для семейного просмотра по чудесным рассказам Михаила Зощенко. Фильм достоин показа на фестивалях, как с эстетической, так и с содержательной точек зрения. Визуальные образы великолепны: черно-белое настоящее и цветные, ностальгические флэшбэки, через которые раскрываются персонажи, отношения родителей и детей, а также подтекстом проявляется этика.

Тематически объединяет два предыдущих фильма мелодрама Вячеслава Росса «Только серьезные отношения». Главная героиня тоже снимает кино, как и персонаж первого фильма. Она студентка ВГИКа и ее мечта — снимать семейное, детское кино, каким стал фильм «Про Лелю и Миньку». В целом, «Только серьезные отношения» — это несерьезная комедия, скрытый смысл которой заключается в том, что справедливость без доброты – бессмысленна, а для того, чтобы кинопроизведение получилось многоплановым и действительно замечательным, нужно уметь сотрудничать, а также быть готовым к долгой, кропотливой учебе, работе и критике.

 

Самый добрый фильм фестиваля – «Пальма» Александра Домогарова-младшего. Невозможно удержаться от слез во время просмотра этого трогательного семейного кино. Достоинства фильма — сюжет, актерские работы, темпераментные персонажи, способные не только мечтать, но и отказываться от желаемого, когда на кону стоит ответственность. «Пальма» способна пробудить эмпатические чувства не хуже, чем те прекрасные советские фильмы и сказки, на которых выросли мы и наши родители.

Особого внимания заслуживает дебютный фильм театрального режиссера и руководителя Невидимого театра Семена Серзина «Человек из Подольска» по нашумевшей пьесе Дмитрия Данилова. Сюрреалистический сюжет, политические и социальные метафорические смыслы, превращение карательной системы в шапито шокируют и показывают привычное с нового ракурса.

Другие фильмы конкурсной программы также достойны просмотра и большей частью символизируют преемственность великому советскому кинематографу. Это кинокартины: «Батя» Д.Ефимовича, «Белый снег» Н.Хомерики и «Навстречу мечте» И.Гобозашвили.

Специальным событием фестиваля стал премьерный показ фильма Александра Прошкина «Назад в степь к сарматам». Это малобюджетная картина, которую сняли за 23 дня. При этом фильм получился фестивальным и действительно достойным проката, благодаря таланту исполнителя одной из главных ролей Виктора Сухорукова, магнетической эстетике оренбургских степей, мистическому взаимодействию пространства и человека в нем, мифологии и эзотерической составляющей. По словам режиссера, эта кинокартина о переделе земли, построении капиталистического будущего и характере степников. Несмотря на то, что в этой местности живет скопление многонациональных народов, всех их объединяет некая жесткость и возбужденная фантазия.

Кинопоказы фестиваля проходили в кинотеатрах «Москва», «Восход», «Дружба», «Заневский», «Фильмофонд», «Аврора» (Петергоф) и «Родина».

Санкт-Петербург не случайно выбран в качестве места проведения фестиваля. В нашем городе 4 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в России. Именно желание показать большое количество фильмов, скопившихся в фильмофонде, в свое время сподвигло Людмилу Ивановну Томскую организовать кинофестиваль. Поэтому основной его премией сейчас считается «Приз зрительских симпатий». «Народный» рейтинг также ежегодно получают телесериалы. Жюри фестиваля присуждает призы за лучшую режиссуру, женскую и мужскую роли и операторскую работу.

Церемония закрытия кинофестиваля состоялась 15 мая в театре «Зазеркалье». Ведущие церемонии: актриса театра и кино, телеведущая Анна Ковальчук и актер Андрей Руденский подвели итоги фестиваля. Приз «Немеркнущая зрительская любовь» вручили режиссеру Ирине Таймановой. Приз «Признание» за галерею выдающихся мужских образов отечественного кинематографа получил Народный артист России Сергей Паршин. Приз дирекции Фестиваля «За духовность в киноискусстве» получил оператор, работавший над фильмами Алексея Балабанова, Сергея Соловьева и других известных режиссеров — Сергей Астахов.

Приз прессы получил фильм «Конец фильма» (В.Котт).

Лучшим актером сериала был признан Максим Матвеев (сериал «Теория вероятности»).

Лучшая актриса сериала – Виктория Исакова (сериал «Нежность»).

Лучший сериал – «Теория вероятности» (Юрий Мороз).

Приз зрительских симпатий – «Только серьёзные отношения» (С.Росс).

Лучшая мужская роль — Владимир Майзингер («Человек из Подольска»).

Лучшая женская роль — Ольга Лерман («Белый снег»).

Лучшая операторская работа — Фёдор Лясс («Белый снег»).

Лучший режиссер – Семен Серзин («Человек из Подольска»).

Гран-при – Пальма (Александр Домогаров мл.).

Поддержку фестивалю оказали Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, Комитет по культуре Санкт-Петербурга и Союз кинематографистов РФ.

После церемонии закрытия фестиваля был проведен внеконкурсный показ фильма «Последняя «Милая Болгария»» режиссера Алексея Федорченко. Это оригинальная, фрейдистская и очень театральная кинокартина по мотивам автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца».

Кинофестиваль «Виват кино России» дает шанс новым российским фильмам появиться на киноэкране до телевизионного проката. И что не менее достойно уважения: организаторы фестиваля уже почти 30 лет проявляют поразительную стабильность, собирая вместе лучших артистов и мастеров кино. Фестиваль пережил пандемию, жив до сих пор и, будем надеяться, отметит юбилей в следующем году.

Текст: Инна Зайцева

Фотографии Бориса Кремера и из открытого доступа

Добавить комментарий