Вы здесь
Главная > Театр > «ГАМЛЕТ.eXistenZ»: игры, в которые играют люди

«ГАМЛЕТ.eXistenZ»: игры, в которые играют люди

 

Постановка о принце Датском под загадочным названием «ГАМЛЕТ.eXistenZ» идёт на сцене Камерного театра Малыщицкого вот уже 5 лет и считается одной из визитных карточек, с которой стоит начинать знакомство с этим театром.


Казалось бы, история Гамлета знакома нам со школьной скамьи, уже сняты десятки экранизаций (судя по книге рекордов Гиннеса, Гамлет — второй по частоте изображения в кино персонаж после Шерлока Холмса). Но, тем не менее, хотя бы раз увидеть постмодернистскую постановку Петра Шерешевского нужно обязательно — вы точно запомните её надолго. А потом непременно захочется вернуться, чтобы подметить незаметные сразу детали и проанализировать многочисленные отсылки.


Но обо всё по порядку. Войдя в зал, зрители оказываются в пугающем стерильном пространстве то ли операционной, то ли лаборатории — с техниками в защитных костюмах-скафандрах, каталками, бесчисленными проводами, огромными бутылями-капельницами. А дальше девушка-проводник с вживлённым мигающим чипом на виске (Лидия Марковских) презентует новую игру, которую можно протестировать. Помните фильм «Экзистенция» Дэвида Кроненнберга или «Вспомнить всё» Пола Верховена — про мир будущего и виртуальную реальность, в которой можно примерить на себя роль любого персонажа? Неожиданно происходит слом четвертой стены. Участники в формате ток-шоу отбираются прямо из зала, и доверчивые зрители растерянно наблюдают, как резкий мужчина средних лет, женщина, любящая дорогие украшения, и юная пара влюбленных удаляются за кулисы, чтобы переодеться в защитные костюмы. И только когда они, подключенные к аппаратам, в лихорадочных судорогах начинают перевоплощаться в Клавдия, Гертруду, Гамлета и Офелию, становится ясно, что игра-спектакль началась, и зрители уже поверили в неё.


То, что актёры вышли играть из зала — намёк на то, что история в «Гамлете» не столь далека от нас, современников. А ещё — что иногда обстоятельства диктуют тебе твою роль, от которой никак не откреститься, сколько ни пытайся.


Так, после перевоплощения Гамлет (Ярослав Дяченко) поначалу предпочитает спать, свернувшись калачиком на каталке и отвергая уготованную судьбу, а Офелия (Надежда Черных) оберегает сон возлюбленного. Клавдий (Андрей Зарубин) и Гертруда (Ольга Богданова) же довольно быстро войдут в роли, предаваясь любви и бодро отжигая под песню «Я люблю тебя несмотря на тебя». Наблюдает за героями со стороны, снимая их на видео и транслируя крупные планы, девушка-проводник. Она же следит за ходом игры, а иногда перевоплощается в Тень Отца Гамлета и Фортинбраса. Другие техники тоже меняют личины — так, один из них (Лев Малишава) предстает то убитым горем Лаэртом, то верным Гильденстерном, второй (Виктор Гахов) — добродушным Полонием и Розенкранцем.
Сама история тоже развивается хаотично, то возвращаясь к началу, то словно «зависая», давая «сбои» и образовывая временные петли, из которых герои с трудом выбираются, называя кодовые слова.
Между тем больничное пространство постепенно превращается в кухню, каталки оборачиваются разделочными столами с клеенками, на которых персонажи нарезают сырое мясо и старательно проворачивают его в мясорубках (привет, кровосмесительная связь, убийство кровного брата и кровная месть). Офелия же нарезает лук, и её слезы — предвестник будущих страданий. Стоящие рядом микроволновка и плита тоже будут задействованы — уже бывавшие на других спектаклях театра зрители не удивятся, когда зал наполнится ароматами жареного мяса. Здесь всё взаправду, никаких пустых кубков и еды понарошку. На протяжении всего спектакля персонажи готовят настоящий мясной пирог, чтобы в финале разложить его в собачьи миски и предложить угощение зрителям. Лейтмотивом спектакля проходит фраза «На брачный стол пошёл пирог поминный»…


Кстати, мясорубки в спектакле играют важную роль. Остаётся только дивиться фантазии Шерешевского, глядя на разыгранную в финале труппой бродячих актёров обличающую пьесу «Убийство Гонзаго», разыгранную с помощью…мясорубок! И как разыграно — яростно, экспрессивно, будоражаще!

На протяжении спектакля Гамлет, чувствительный творческий юноша, становится бессердечным и беспощадным. Он всё сильнее заражается вирусом игры, пытается вернуться к началу, к свету, но уже неспособен на это — его затягивает пучина злобы и мести. Кстати, Гамлет вовсе не центральный персонаж игры — он скорее предстаёт отрицательным героем, который завидует счастью матери и ревнует её, унижает Полония, заставляя его плясать несмотря на больные ноги, мучает Офелию. Истерзанная, обезумевшая Офелия и после смерти не может найти покоя и возникает перед Гамлетом в образе Йорика, с пустыми глазницами и ртом, изъеденным червями.


«ГАМЛЕТ.eXistenZ» – история о слабости человеческого духа, раздираемого противоречиями, о том, что в каждом из нас постоянно идёт борьба света и тьмы и перед лицом обстоятельств пробуждаются самые низменные чувства. Побороть их прощением и любовью — вот великая сила и спасение.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии Камерного театра Малыщицкого

Добавить комментарий