Вы здесь
Главная > Театр > «Дорогой Бог!»

«Дорогой Бог!»



Роман французского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» о 10-летнем мальчике, больном раком, невероятно популярен во всём мире. А театралы помнят и нежно любят моноспектакль «Оскар и Розовая Дама. Четырнадцать писем к Богу», который шёл в исполнении Алисы Бруновны Фрейндлих в Театре им.Ленсовета. Но и сейчас в Петербурге можно увидеть замечательную постановку по мотивам этого произведения — «Трюк» в Театре за Чёрной речкой режиссёра Яны Туминой, главной волшебницы Петербурга со своим особым языком, близким магическому реализму. Спектакль — лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2016/17) в номинации «Лучший режиссёр» и «Лучший художник».


Начинается «Трюк» необычно — с появления…Деда Мороза! Он подбросит на порог отчаявшейся немолодой циркачки, живущей в ветхом домике и подумывающей о самоубийстве, загадочный мешок. В мешке обнаружится 14 писем, которые неизлечимо больной мальчик Оскар пишет в больнице Богу. Он делает это по совету сиделки по прозвищу Розовая Дама. Жить мальчику осталось полторы недели, и мудрая сиделка предлагает ему считать каждый день за десятилетие и ежедневно писать Богу письмо. Так Оскар проживает бурную юность, влюблённость в Пегги Блю (девочкой с редким заболеванием, от которого её кожа приобрела голубоватый оттенок), свадьбу, зрелость, старость. К концу жизни он приходит просветлённым и просит Бога только об одном — чтобы тот поделился откровением с его родителями: «Нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз».


Сценограф Эмиль Капелюш вписал в камерную сцену театра каркас дома на колёсах — пристанище мятежной души циркачки. Вращаясь, машина предстаёт и больничной палатой, и домом Оскара.
Актёров на сцене всего два — заслуженная артистка России Марина Солопченко и Ренат Шавалиев. Они исполняют множество ролей — поверженных горем родителей Оскара, которые боятся увидеться и попрощаться с ним, одинокую циркачку и бессильного перед болезнями Доктора Дюссельдорфа. А ещё на сцене оживают волшебные куклы, сотворенные Кирой Камалидиновой. Выглядят они так, будто их собрали из ненужных, выброшенных деталей — у одного торчит вместо лица розетка и ручки-штепсели, другой собран из множества сшитых тканей, у третьего вместо туловища — пружинка-радуга. Нестандартные, неидеальные игрушки — это дети с изъянами-болезнями (друзья Оскара — Бекон, Эйнштейн, Попкорн, Китаянка). А как величественна и импозантна Розовая Дама — темнокожая кукла в розовом неглиже, неуловимо похожая на Эмму Фицджеральд (при её появлении звучит знаменитая «Summertime»)!


Циркачка, читая письма маленького мальчика, откровенные, мудрые, дурашливые, внезапно ощущает острую потребность жить. В финале она обнажается и, сняв парик и распустив золотистые волосы, выходит под дождь, который смоет грим, боль, тяготы и неудачи прошлого. Она вернётся обновлённой, с широко распахнутыми глазами, готовыми видеть чудеса. Ведь жизнь — самое большое чудо.


«Трюк» — не о смерти и не о Боге. Он о надежде, которая живёт в каждом из нас, и о том, что главное — никогда не сдаваться. «Не опускай рук. Не отчаивайся. Всегда можно придумать какой-то трюк…».

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии А. Исаева

Добавить комментарий