Вы здесь
Главная > Театр > «Бумерит»: иллюзия vs реальность

«Бумерит»: иллюзия vs реальность


В Таком театре состоялась премьера спектакля «Бумерит» от режиссёрского тандема Игорь Сергеев — Владимир Кузнецов. Спектакль основан на одноименном романе Кена Уилбера, которого не ставили ранее ни в России, ни в мире. Но, как сообщат в начале создатели, от романа осталось лишь название и лекция, предваряющая показ.

Да, начнётся «Бумерит» нестандартно — в холле Скорохода бойкая ведущая Анна Энтелис (Ниёле Мейлуте) проведёт интерактивную лекцию, больше смахивающую на ток-шоу, в которой доходчиво расскажет об интегральной спиральной динамике — модели эволюционного развития общества с 6 уровнями-цветами сродни иерархии потребностей Маслоу. От бежевого уровня, во главе которого — выживание, к зелёному — пути осознанности, духовности и стремлению делиться знаниями.

Озадаченные зрители войдут в зал, мысленно повторяя особенности каждого уровня.. и погрузятся в жизнь крупной IT-компании Андекс, которая под давлением государственных структур вынуждена разрабатывать секретный проект. В его основе — создание искусственного интеллекта, который станет новым президентом. Один идеальный кандидат, который понравится всей стране! Возможно ли это?

Параллельно развиваются истории главного героя — гениального айтишника Марка Графта — и его коллег. А ещё неутомимая ведущая Анна Энтелис сбивает с толку предположениями о том, что все мы живем в мультивселенной и вокруг рождается множество миров, в каждом из которых присутствует другая версия нас.
И это только часть того, что ожидает вас в «Бумерите». Спектакль идёт больше 3 часов, и первая часть довольно запутана и сумбурна — даже создатели, решив поиронизировать, напишут — в первом акте ничего не понятно, может, во втором акте всё будет лучше? И правда, будет.

«Бумерит» — визуально безупречная работа. Приём, использованный в «Иранской конференции» — видеосъёмка и онлайн-трансляция происходящего — выходит на новый уровень — вкупе с дополненной реальностью. Полноправными участниками спектакля становятся видеооператоры, которые буквально ощупывают камерой, словно рентгеном, каждого персонажа, транслируя их эмоции, мимику, мысли. Это уже не психологический, а гиперреалистичный театр. Новая форма также позволяет перемещаться в пространстве и времени, демонстрируя флешбеки и флешфорварды — в лучших традициях сериалов Netflix или HBO.

Прекрасна не только форма, но и содержание. Захватывающий триллер о политике и компьютерных технологиях будущего оборачивается щемящей историей об умирающей от болезни Альцгеймера матери и сыне, который пытается её спасти, вернее, перенести её постепенно меркнущее сознание в искусственный интеллект. Марк, боящийся новых страданий и потерь, считает человечество раковой опухолью планеты и хочет, чтобы в будущем решения зависели не от людей, которые могут ранить, а от верно проработанных алгоритмов.

Потрясающая игра Юлии Гришаевой (напоминает историю Джулианны Мур из фильма «Всё ещё Элис») — из уверенной, любящей всё контролировать (вдобавок психотерапевта) она превращается в растерянную, беззащитную женщину, которая держит кроссовки в холодильнике, забывает, где живёт, и не узнает собственного сына. Хороша вся актёрская команда — аутичный гений Марк (один из режиссёров проекта Владимир Кузнецов), одинокая, нуждающаяся в любви телеведущая-трудоголик Анна (Ниёле Мейлуте), колючая, но такая уязвимая феминистка Рита (Яна Оброскова), сотрудник ГСБ, лицемер, ратующий за вечные ценности и выступающий против секс-меньшинств (Артур Федынко). А как мастерски перевоплощается в жёсткого, беспринципного эгоиста, способного идти по головам Камиля Александр Худяков — и это после наивного и трогательного Чарли («Эффект Чарли Гордона») и преисполненного веры и безусловной любви к человечеству отца Августина («Иранская конференция»)!

Невольные ассоциации «Бумерита» с “Иранской конференцией» неминуемы — тот же актёрский состав, яростные споры и мощные монологи-высказывания. Но, как утверждают создатели, «Бумерит», в отличие от «Иранской конференции», затрагивает не абстрактные понятия любви, равенства и свободы, а более насущные и конкретные вопросы, волнующие общество сейчас: ЛГБТ, харассмент, феминизм, свобода слова, экология, зависимость от цифровых технологий. Чувствуется, что в постановке звучит коллективное высказывание команды. Недаром среди сценаристов — помимо драматурга Элины Петровой — заявлен весь актёрский состав!


Полон спектакль и горькой иронии — от «новый закон приняли, поэтому по всем каналам говорят о летящем к Земле метеорите» до шуток про иностранного агента. А ещё становится понятно, что даже искусственный интеллект, насколько бы совершенен он ни был, не будет абсолютно нейтральным, ведь к его созданию приложит руку человек и, сам того не желая, вложит свои идеи.
Так что же такое «Бумерит»? Если это болезнь, то болеем ли мы им? Бумерами зачастую называют консервативных людей, которые любят поучать, но боятся изменений и ничего не делают для того, чтобы изменить систему. Знакомо?

«Бумерит» — история-перевертыш в лучших традициях постмодернизма с множеством отсылок, и каждый зритель увидит в нём своё содержание и проблематику. Его важная функция — напомнить о важности слышать собеседника, быть открытым к диалогу и задавать неудобные вопросы другим, но главное — самому себе.

Текст: Наталья Стародубцева 

Фотографии из открытого доступа 

Добавить комментарий