Вы здесь
Главная > Кино > Психоаналитическая и психоделическая анимация в Лендоке

Психоаналитическая и психоделическая анимация в Лендоке

18 марта в Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, сокращенно Лендоке, показали девять анимационных работ Лондонского фестиваля LIAF-2021. Мультфильмы из Азии, Европы и США были отобраны из международной и национальной программ для показа в России. Связующей темой в этом году стал психоанализ.

Первый мультфильм «Прощай, микрорайон» венгерского режиссера Евы Дарабош полностью построен на серии эффектов неожиданности. Калейдоскоп из взлетов, перемещений, исчезновений и метаморфоз персонажей создает комический эффект. Мизансценой фильму служит обычный микрорайон с многоэтажными домами. Но «обычность» нарушает то, что люди улетают, слеза каменеет, жильцы исчезают, проглатываемые некой другой реальностью, а многоэтажный жилой дом вдруг оказывается горой, на вершину которой непременно нужно забраться. Есть в этом мультипликационном фильме и лирическая составляющая. Основная сюжетная линия заключается в том, что разрыв с привычным местом жизни становится для героини непростым решением. И если в начале фильма ее тревога носит чуть ли не паранойяльный характер, то ближе к финалу, поднявшись на пик своих переживаний, девушка отпускает прошлое и устремляется в путь.

Второй мультфильм режиссера Габриеля Бемера «Нажмите кнопку, если начнется паника» совместного производства Великобритании и Швейцарии сразу же поражает тем, в какой оригинальной технике он выполнен. Все действие в прямом смысле слова разворачивается внутри головы главного персонажа. Этот мультфильм, безусловно, наполнен отсылками к перемещенным частям лица Пикассо и людям на лестницах Эшера. Внутри бумажной головы бумажные врачи, у которых глаза в разных частях тела, отправляют пациента с дырой в голове на МРТ. Своеобразный изобразительный стиль, нестандартное мышление создателей мультфильма и последовательность из неожиданных перевоплощений делают этот анимационный фильм особенно образным. И это, прежде всего, очень «английский» мультфильм, так как здесь и тело может стать чаем, и выпить чашечку чая персонажам тоже придется. Как и следует из названия мультфильма, здесь поднята тема панических расстройств, но не исключена и шизофреническая составляющая. В какой-то момент возникает ощущение взгляда на мир глазами психотика.

Следующий анимационный фильм «Дикие звери» чешских режиссеров Марты Прокоповой и Михала Блашко  — это несколько историй в духе книг Кастанеды. Барсуки, медведи, еноты в одежде ставят палатки, сидят у костра и идут на охоту. В мультфильме поразительное звуковое оформление, напоминающее звуки китов.

После яркого цветного чешского мультфильма особенно трагичным кажется американский мультфильм «Семья, которая крадет собак» Джона Си Келли, в котором отказ от цвета приводит к эмоциональной атмосфере напряженности. Фильм, состоящий из серии скетчей, выполненных простым карандашом, повествует о травме после потери. Травма настолько глубока, что приводит и к галлюцинациям, и к пересмотру «Я-концепции». Поиск себя и не совсем удачная сепарация от семьи вызывают у героя тягостные переживания.

Проблеме сепарации посвящен и анимационный фильм «Узы» Дины Великовской. Выполненный с помощью 3D-пера фильм рассказывает историю отъезда девушки от семьи. Здесь обыгрывается метафора «связующих нитей», которые по задумке режиссера тянут силы то у девушки, то у ее семьи до тех пор, пока не происходит окончательный разрыв, и после него легче становится всем.

Пока девушка из мультфильма нашей соотечественницы качается на качелях после обретенной свободы, герой корейского режиссера Лииха Ким в фильме «Маскот» крутится, как белка в колесе. Для того, чтобы обрести популярность и стать маскотом, он учится, работает, делает пластическую операцию и даже надувает голову. Так с помощью гротеска режиссер демонстрирует, что те цели, ради которых современные люди готовы потратить все время своей жизни, часто оказываются пустышкой. Хотя внутри гонки за ними, они порой кажутся важнее самой жизни.

Следующий мультфильм «Во главе» сняла режиссер Ала Нуну Лежинска. В центре сюжета двое влюбленных, у одного из которых нет головы. У этого мультфильма своеобразный изобразительный стиль, который символически способствует трансляции основных тем: страхов перед жизнью и невозможности найти идеального партнера. Либо у партнера есть тело, но нет головы, либо есть голова, но нет тела. Но так как любовь в глазах смотрящего, можно любить и то, что есть.

Самый психоаналитический мультфильм показа – «Помощник» Анны Селлеши. Главная героиня приходит к психоаналитику с запросом о бессмертии. Но, как говорится, спасение утопающих в руках утопающих, и психоаналитик может только быть рядом, пока женщина полностью погружается в свое бессознательное. Анимационный фильм наполнен фрейдистскими символами. Здесь и вода, и рыбы, и улитки. И что особенно впечатляет – обмен взглядами на пути к исцелению.

Еще больше улиток в последнем мультфильме показа – анимационном фильме из Бельгии и Чехии под названием «Карусель» режиссера Ясмин Эльсен. Главная героиня Роуз спасает улиток, вырывая у себя волосы, а потом возит спасенных за собой в специальном домике на колесиках. Она и сама похожа на улитку. В ее фантазии она обсессивно и компульсивно увеличивает круг из волос, в центре которого, как ей кажется, будет безопасно. И какое-то время эти ритуалы ей помогают. Она регрессирует в маленькую девочку и едет на детской карусели по кругу, пока друг ей играет на баяне. Но трагизм в ситуации страха таков, что если ждать неприятностей, то они случатся. И вроде даже не злонамеренно, а случайно улиткам причиняют зло, а девушка кидается на их защиту, увеличивая зло в геометрической прогрессии до тех пор, пока не приходит осознание, что это совсем не тот результат, к которому стоит стремиться.

Мультфильмы с фестиваля LIAF — London International Animation Festival показываются не только в Санкт-Петербурге. Среди других городов России, где также демонстрируются фильмы программы: Владимир, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Новосибирск, Самара, Тверь, Москва, Нижний Новгород и Челябинск. Этот фестиваль считается одним из крупнейших в мире. Ежегодно на разных площадках показывается более 350 фильмов.

Современная анимация, представленная на фестивалях, как правило, ориентирована на искушенную аудиторию, которой знакомы работы Фрейда, Джойса или Пикассо. Темы переживания травмирующего опыта или экзистенциальные вопросы в мультфильмах для взрослых не редкость. При этом все представленные анимационные работы фестиваля 2021 года оказались достойными и с точки зрения использованных выразительных средств, и с точки зрения реализации режиссерского замысла.

Автор: Инна Зайцева

Добавить комментарий