Вы здесь
Главная > Кино > Дом — это то, что можно взять с собой

Дом — это то, что можно взять с собой

9 марта в киноцентре «Великан Парк» состоялся пресс-показ фильма Хлои Чжао «Земля кочевников». Независимое кино о жизни «в пути».

Фильм, удостоенный премии Роджера Иберта в Торонто , лауреат премии «Оскар», обладатель «Золотого льва», приз зрительских симпатий.

Независимое кино, как правило, снято без цензуры и влияния продюсеров. Помимо того, что этот фильм авторский, его можно отнести еще к одному американскому жанру – Роуд-муви, в переводе с английского – дорожное кино. Фильм-путешествие.

Сюжет разворачивается вокруг современной кочевницы. Ферн на своем фургоне путешествует по западным просторам Америки, в то время как в ее родном крае происходит экономический кризис.

Удивительно, как несколькими предложениями можно описать столь сложный фильм. За два часа, зрителям показывают очень насыщенную сюжетную линию: прошлое и настоящее самой Ферн, истории ее друзей, путь кочевников и их политику. Нет такого ощущения, что режиссер здесь что-то упустил или не раскрыл. Благодаря деталям обрисовывается прошлое героини, всплывают важные отсылки.

Профессионализм актеров неоспорим. Фрэнсис Макдормэнд играет бездомную бродягу так, словно она долгие годы жила, как кочевник. Здесь нельзя не упомянуть о том, что Фрэн – это и есть Ферн. Это едва измененное имя самой актрисы. Еще в трейлере мы знакомимся с зашифрованной фамилией героини – MsD – начало реальной фамилии актрисы McDormand. И практически все остальные герои фильма – это актеры-любители, неизвестные нам.

Секрет драмы заключается еще именно в том, что семьи, показанные здесь, действительно настоящие. И актеры, имен которых мы, к сожалению, не знаем, не играют. Это их жизненные, настоящие прототипы.

Внутри самого сюжета драмы сокрыт еще один жанр: рождественский фильм. Первая мелодия в фильме, которой подпевает Ферн – это гимн рождества. Потом мы еще раз слышим эту песенку, когда героиня держит ребенка у себя на руках, и напевает ее уже без слов. Рождественское чудо связано с путешествием героини, ведь именно в рождество она снова может вернуться на свою любимую работу. Дело в том, что каждой работе, показанной в драме, присвоен свой сезон. На «Amazon» Ферн может работать исключительно в рождественские дни.

Во время просмотра фильма зрители знакомятся с бытом современных кочевников, с их системой мировоззрения. И тут мы начинаем понимать, кто же такие современные кочевники, как они живут или даже выживают.

«Колесные бродяги» делают то, что когда-то делали пионеры. Это старая американская традиция. Они, действительно, повторяют жизнь первопроходцев. И ведь в фильме много отсылок к первобытности: статуя настоящего динозавра, окаменевшая кость динозавра на зажигалке, пустынные камни. Это самое древнее, что есть на планете.

«Дом» это просто слово, или это то, что можно взять с собой?

Здесь важно понимать, что наши кочевники «не бездомные, у них просто нет недвижимости». Ведь у «путийных бродяг» нет постоянного места жительства, в отличии от путешественников, у которых всегда есть дом, куда они в итоге возвращаются. Для кочевника переезд из одного места в другое — это образ жизни, а дом — это место, где ты находишься здесь и сейчас. И, если теперь ты существуешь в фургоне, значит это твой дом.

Для кочевников понятие дома – это не что-то статичное или материальное, нет. Для них дом – это природа. Они ощущают себя детьми Флоры: наслаждаются вечерними кострами, поют песни под гитару , встречают и провожают рассветы и закаты – находятся в постоянной связи с природой. И при всем при этом, они остаются в окружении других «колесных бродяг». Таких же людей, со сложно сложившейся ситуацией.

Некоторые принимают этот образ жизни по вынужденной мере. У каждого «бродяги» есть своя причина, из-за которой он стал кочевником: одни банально не любят людей, другие – ненавидят шум, ратуют за гармонию и спокойствие, третьи – любят путешествия.

Закрывая глаза на все это изобилие разных проблем, смысл кочевничества остается один – оторваться от материальных ценностей и приблизиться к духовным.

Ведь задумайтесь, сколько времени у нас уходит на материю.. А жизнь идет! Кочевники, в отличии от других людей, не растрачивают свое время попусту: во время странствия – они ищут ответы у природы, каждый день проживают, как последний. Связь с обществом и флорой даёт возможность на поиск ответов. Эти колесящие бродяги не тратят всю жизнь на работу, они взаимодействуют с миром напрямую – путешествуют.

Когда ты живешь в доме на колесах, действительно замечаешь, как сменяются времена года. Кочевники наблюдают этот важный момент не из окна, а за его пределами. Там, где смена времен года ощущается на себе. На улице.

Если есть природа, значит – есть нирвана.

Дорога всегда считалась символом жизни. Для кочевников это не менее важная тема, ведь для них это движение вперед.

Они никогда не прощаются с людьми навсегда, говорят им лишь: «мы встретимся в пути». То есть, дорога – это, опять же, не что-то материальное и законченное, это вечное, необъятное состояние души.

И в один момент в фильме показывают хаотичное движение береговых ласточек. Здесь ласточки выступают в качестве наших кочевников, которые очень хотят оторваться от тела и примкнуть к свободе. Но все равно они находятся в теле, посему и сталкиваются с людскими проблемами. В этой метафоре существует главная идея фильма.

Если ты вдруг решил стать кочевником, то будь готов однажды заменить старое колесо на новое, пережить на себе все времена года: от самого жаркого, до самого леденящего. Наша героиня, судя по всему, не была готова к ряду таких казусов. Но благодаря этому мы узнали, что кочевники – народ сплоченный, и в случае чего – один выручит другого. Неважно это будет маленькая зажигалка или большая сумма денег на новое колесо.

Автор фильма хотел, чтобы мы с вами задумались о свободном полете существования. Мы всю жизнь проводим в комфорте, а так ли он нам нужен? Эти мягкие постели, роскошная посуда, дорогие айфоны – так ли это важно на самом деле? Может быть, эти неоправданно важные материальные ценности и не дают нам возможности взлететь? Чтобы полет был свободный, нужно сбросить лишний груз.

И когда ты перенаправляешь свой курс с «материального» на «духовное», ты начинаешь по-настоящему жить. В нашем случае, Линда Мэй, подруга Ферн, готова спокойно умереть. За свои 75 лет она наблюдала семейство лосей, сплавлялась по реке, видела сотни ласточек, прыгала со скалы в море. Словом, все это время, Линда становилась одним целым с природой. И сейчас она готова умереть, потому что она ощущает себя частью всего сущего. Она видела жизнь и стала ее целым.

Фильм настолько необъятный, что сложно упомянуть все важные моменты сюжета. Эту драму нужно смотреть живьем, потому что пересказать ее очень сложно: слишком много важных деталей.

Могу сказать следующее: если вы любите эстетику путешествий или задумываетесь о смысле бытия – этот фильм для вас. К тому же, вы сможете подчеркнуть для себя много новых гайдов по выживанию.

Кстати, как часто вы чувствуете запах фильма? Так вот здесь он есть. Я почувствовала аромат этой драмы: благоухание полевой кукурузы, треск костра, легкое дуновение природы. Фильм настолько богат «житейскими кадрами», что зритель легко погружается во всю эту атмосферу, проглатывая ароматы кино. Фильм определенно пахнет путешествиями, свободой.

*Осторожно, после просмотра этой драмы, вы рискуете заразиться желанием стать кочевником.

Текст Ксения Махрова


Добавить комментарий