"Сегодня у нас Шуберт и его музыкальные портреты, написанные в XXI веке! И наш сегодняшний концерт будет божественно длинен", - предупредил публику Илья Иофф. Камерный оркестр «Дивертисмент» представил программу «Сепия» из сочинений, вдохновленных музыкой Франца Шуберта, 2 марта в Малом зале Филармонии. В первом отделении прозвучала музыка Десятникова, Мартынова и Ахунова. Во втором отделении прозвучал квартет ре минор Шуберта «Смерть и девушка» в оркестровке Густава Малера.
![](https://addwin.ru/uploads/2021/03/IMG_7270.jpg)
Перед началом концерта художественный руководитель и солист оркестра Илья Иофф обратился к публике: "Если композитор использует в своей работе фрагмент из Вивальди, это сочинение обречено на успех у публики! Из Шуберта совершенно непонятно, что можно взять, а взять очень хочется, потому что сила впечатлений от Шубертовских сочинений настолько невероятна, настолько яркая и обезоруживающая, что, конечно, хочется поклониться во всех своих сочинениях великому Францу Шуберту! Можно, конечно, взять какую-нибудь цитату, но интересно, что сама цитата не будет яркой и лаконичной, и значительной в любом сочинении, потому что одно из самых сильных качеств музыки Шуберта, одна из его черт, которой он владел в совершенстве как волшебник - это время!
![](https://addwin.ru/uploads/2021/03/IMG_7333.jpg)
Время останавливается в сочинениях Шуберта, но в этой остановке времени, в этих, как говорил Брамс, "божественных длиннотах" есть и катарсис, и покой, и вера, и красота. Именно поэтому все три замечательных композитора, чья музыка прозвучит сегодня в первом отделении, работают скорее не с цитатами из Шуберта, а со временем. Тончайший композитор, тончайший акустик и очень интересный музыкальный архитектор Леонид Десятников берет для начала цитату из песни Шуберта "Старый шарманщик", но сама по себе цитата ничего не значит, и он в течение определенного времени доводит эту цитату до полной неузнаваемости. Она растворяется в музыке Леонида Десятникова, тем не менее, оставляя после себя след именно шубертовской музыки.
![](https://addwin.ru/uploads/2021/03/IMG_7317.jpg)
Владимир Мартынов даже цитат никаких не берет из Шуберта, он берет одну фразу, которая, заметьте, не является цитатой, он пишет одну фразу как будто Шуберт и длит ее ровно столько, пока она сама себя не исчерпает. Такое ощущение, что Владимир Мартынов взял кульминацию из какого-то Шубертовского сочинения и продлил ее на долгое время. Считается, что человек не способен испытывать очень сильную эмоцию долгое время: тут нам всем придется либо в этом убедиться, либо разочароваться, потому что две части сочинения Владимира Мартынова, которое называется "Неоконченный квинтет Шуберта", первая часть - это длящаяся около двадцати минут кульминация на пределе человеческих и исполнительских возможностей, а вторая часть - это так называемая тихая комбинация, которая также длится долгое время.
![](https://addwin.ru/uploads/2021/03/IMG_7312.jpg)
Сергей Ахунов берет из трактовки Шубертом знаменитой баллады Гёте "Лесной царь" стремительность. Какой-то музыковед, наверное, скажет, что и размер здесь 6/8, и какой-нибудь мотив напоминает о Шуберте, но, скорее, стремительность знаменитой баллады Гёте, положенной в своё время Шубертом на музыку, стремительность и ощущение трагедии Сергей Ахунов передает в своей пьесе, которая сегодня прозвучит в нашем городе впервые.
![](https://addwin.ru/uploads/2021/03/IMG_7351.jpg)
Во втором отделении прозвучит сочинение самого Франца Шуберта в оркестровке Густава Малера: знаменитый квартет ре-минор, который носит название "Смерть и девушка" из-за того, что Шуберт для темы, на которую он будет писать вариации во вторую часть этого квартета, взял колыбельную из своей одноименной песни".
![](https://addwin.ru/uploads/2021/03/IMG_7332.jpg)
Текст и фото: Александр Шек