Бесподобный Гэтсби

20 марта на сцене Мюзик-Холла прекрасные девушки в блестящих платьях под джазовые ритмы танцевали чечетку, мечты сбывались в ариях у влюбленных, а большая сцена театра превратилась в настоящий кинозал в мюзикле по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби». Режиссер Наталья Индейкина создала постановку, в которой идеально сочетается стиль Америки начала XX века, великолепное исполнение музыкальных номеров, профессиональная хореография и оригинальные декорации.

Многим известен роман, на основе которого выполнена постановка. И уж точно почти все зрители видели популярный одноименный фильм с Леонардо ди Каприо. Создатели мюзикла очень удачно смогли использовать этот факт. Спектакль начинается, как фильм. Первые несколько минут на огромном экране показаны лица главных действующих лиц: Джея Гэтсби и Ника Каррауэя крупным планом на фоне черно-белых кадров военных действий.

Переход от видеозаставки к самому спектаклю также очень зрелищный: вращающаяся лестница на колесах движется по сцене, а вокруг нее танцуют артисты в ярких нарядах. На девушках платья с принтами в виде небоскребов и шляпки всевозможных моделей. Мужчины в ярких клетчатых пиджаках. На фоне танцующих артистов все так же показывается кино с изображениями домов Нью-Йорка, рекламных вывесок и дождя из золотых монет, в то время как из букв складывается слово «money». Деньги и власть – вот те идолы, которым противопоставлены в этой постановке такие ценности, как настоящая любовь и следование своей мечте.

Ход пьесы не просто быстрый, а, можно сказать, стремительный. С невероятной скоростью артисты меняют костюмы, вместо видеоряда на сцене появляется диван и два кресла, на которых остаются только Дэйзи, ее муж Том и брат Ник. Анна Позднякова создала нежный и практически невесомый образ Дэйзи. Одетая в белое платье девушка настолько изящна, что порой, кажется, парит среди белых занавесок, не касаясь ногами пола. Она – невоплощенная мечта или нереальная греза. Созданию образа подобной музы способствует и изобретательная режиссура. Вторжение кино усиливает выразительность постановки. Пока Дэйзи танцует и поет, на экране сменяются один за другим кадры из черно-белых романтических фильмов. Так у публики не остается иного выбора, кроме как начать испытывать солидарные чувства. Благодаря экрану зрители не просто смотрят на актеров, а постигают то, что происходит у персонажей на сердце и те таинственные предупреждения, которые идут извне. Драматическая история разворачивается на полпути между зрителями и туманными образами, дополняющими и разъясняющими происходящее на сцене.

Несмотря на всю легкость, Дэйзи уже не юная девочка. Она признается, что ей столько удалось пережить, что она уже ни во что не верит. Но нельзя сказать, что она утратила душевную чистоту. Особенно это заметно на контрасте с автомастерской, в которую словно из Элизиума в ад попадают персонажи. Черные костюмы, маски, рок-н-рольные ритмы, мрачные песни – все это дополнительно подчеркивает то, насколько счастье здесь связано с наличием или отсутствием денег.

При этом и на социальном дне есть свои радости. На розовых кушетках рядом с розовой ванной под звуки патефона Том грубо, но вполне жизнерадостно проводит время с любовницей. Тут же появляется комический персонаж фотограф Честер, вылитый Энди Уорхол (Мирослав Федючек). Он предлагает всех сфотографировать обнаженными и зажигательно танцует.

После этой бурной сцены режиссер дает возможность визуально и аудиально отдохнуть, и выводит на сцену главного персонажа пьесы – Гэтсби. Обладатель завораживающего голоса, исполнитель роли Гэтсби - Александр Осинин создал многогранный образ – то сдержанный, то необузданный, то романтичный, то целеустремленный. Ему приходится объясняться, ведь он пытается разрушить брак, хотя в нем самом не меньше противоречий, чем в обществе, сопротивление которого ему пришлось преодолеть, перед тем, как разбогатеть.

Основным обвинителем Гэтсби становится муж Дэйзи - Том, роль которого исполнил Вячеслав Ногин. Порочный, грубый и жестокий, он борется за свою жену изо всех сил, не позволяя никому встать на его пути.

Судьей же в этой постановке оказывается Ник (Андрей Карх). И хотя отец дал ему совет не судить людей, он выбирает сторону Гэтсби, жестко отстаивая свою неприязнь ко всем, кто прячется за свои деньги и всепоглощающую беспечность.

И нельзя не упомянуть еще один замечательный женский образ, который, как бы прекрасна ни была Дэйзи, а все-таки превзошел ее – это Джордан (Олеся Иванова). Как говорил французский философ Жан де Лабрюйер, жизнь - трагедия для тех, кто живет чувствами, и комедия для тех, кто живет умом. Пока Дэйзи, запутавшись в чувствах, мечется между двумя мужчинами и совершенно не может понять, что она хочет на самом деле, рациональная Джордан спокойно, элегантно, в ритме танго идет к своей цели. Это современная, сильная женщина в брюках. Она не суетится и не позволяет собой управлять, но и музой ей стать не суждено.

Постановка «Великий Гэтсби» в «Мюзик-Холле» - это яркая и блестящая, как новогодняя игрушка, история, в которой переплетено лирическое, комическое и трагическое, использованы самые современные технологии для создания декораций, а хореография и вокальные партии безупречны. При этом все это не заменяет, как это иногда бывает, а усиливает передачу режиссерского замысла. Есть и необязательная для такого жанра, как мюзикл, философская глубина, которую можно найти не только в тексте, но и в таких символических объектах, как манекены или вращающиеся зеркальные двери в форме крышек гроба. И это обосновано, так как роман Фицджеральда поднимает довольно важные темы, включая неравенство людей в обществе, жизнь в иллюзиях и одиночество слишком великого для поколения потребительства идеалиста.

И если текст романа в постановке «Великий Гэтсби» - это строительные леса, то стихи Константина Рубинского – изящный декор, а музыка композитора Владимира Баскина – коллективный герой, способный в один момент развлечь, в другой дать отдохнуть, а в третий под напором воодушевления выделить финальную тему. «Великий Гэтсби» - музыкальная драма, где музыка играет ведущую роль. И с ней остается зритель тогда, когда становится понятно, что глубинное желание добра и справедливости останется невыполненным. По крайней мере, не в этот раз.

Автор: Инна Зайцева

Фотографии из открытого доступа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения