Вы здесь
Главная > Танец > «1234»: танец-притча о месте человека во Вселенной

«1234»: танец-притча о месте человека во Вселенной

Громкая премьера спектакля «1234» осенью 2019 взбудоражила танцевальный мир, и вот в 2021 спектакль триумфально вернулся — показы состоялись на Второй сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова. (Каменноостровский театр) 7 и 8 марта.


Создатель и вдохновитель постановки — Юрий Смекалов, обладатель театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит». Юрий — выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, экс-премьер Театра балета Бориса Эйфмана, в настоящее время — солист Мариинского театра. Параллельно, наработав опыт в совершенно разных жанрах и коллективах, он выступает как хореограф-постановщик, сотрудничая с Самарским театром оперы и балета, Воронежским театром оперы и балета, театром Приют Комедианта (где поставил невероятные «Солярис» и «Три товарища?»), с театрально-концертным залом Элизы Кабреры (Мексика). В 2015 году Смекалов основал творческое объединение Music Art Dance Company, где cозданы условия для развития музыкального, хореографического и изобразительного искусств и создаются новые балетные спектакли. Аналогов такому объединению в России нет (появляются пока лишь отдельные драматические площадки с независимыми проектами).
В спектакле «1234» Смекалов впервые объединил 4 хореографов из разных стран — России, Португалии (Хелдер Сеабра), Израиля (Яэль Цибульски) и Германии (Ксения Вист).


Каждый хореограф выбрал цифру и создал собственную часть спектакля, раскрыв символизм числа через историю своей страны и личные ассоциации, связанные с ним. Вместе 4 истории сплетаются в единое полотно, перерастая в философский сюжет о роли личности во Вселенной. Объединяет четыре части музыка молодого петербургского композитора и мультиинструменталиста, лауреата премии NCA Music Awards Бхимы Юнусова, выступившего композитором к документальному фильму Константина Кокорева «Прибой» и уже сотрудничавшего с Юрием Смекаловым в спектакле «Солярис».


В труппе проекта — танцовщики ведущих российских театров: Большого театра (Виктория Литвинова), Мариинского (Злата Ялинич), Михайловского (Сабина Яппарова), Самарского театра оперы и балета (Дарья Нарицына, Диего Кальдерон), а также независимые танцовщики и хореографы: Александр Челидзе, Полина Митряшина и Владимир Варнава.


Большая ценность спектакля в том, что зрители не знают, кому принадлежит авторство каждой части. Можно ли это почувствовать, угадать через магию танца? Ведь танец — универсальный язык, который позволяет преодолевать все барьеры?


Режиссёр не даёт подсказок — в каждой части нет характерных признаков той или иной страны, национального колорита в виде костюмов или декораций — на сцене главенствует минимализм, танцовщики одеты в чёрные лаконичные костюмы — их создала модельер Нина Штеренберг, среди работ которой — костюмы к спектаклям «F.Жюли» и «Атавизм» (Такой театр), «Онегин» и «Солярис» (Приют Комедианта), «Концерт для контрабаса», «Многословность» (Мариинский театр).


Первая часть посвящена поискам индивидуальности человека, формированию его личности и желанию взаимодействовать с другими. Открывается спектакль сценой с Александром Челидзе, который, словно Сизиф, тащит непосильную ношу в виде мельничного жернова. Возможно, этот груз — знания? Он стремится поделиться ими — и передаёт другим танцовщикам, дотрагиваясь до каждого, словно освобождая и пробуждая.


Цифра «2» — это про пару и гармонию. «Что происходит с телом, когда оно теряет партнёра и вновь становится одиноким? Пробуждается жажда обладания. Тело ищет связь с другим телом».


В третьем акте говорится о ежесекундно меняющемся мире, к которому должен приспосабливаться человек, о социальных, религиозных, политических столкновениях и о том, к чему они могут привести.


Неизменной декорацией остаётся стела посередине сцены, но и она видоизменяется по ходу действия. Если поначалу стела ассоциируется с внутренним стержнем человека или земной осью, то далее она «обрастает» массивными рычагами-жерновами — их вынуждены «тянуть» исполнители — возможно, эта метафора нелюбимой работы, тягостных отношений, которые не получается разорвать.


Какие у нас ассоциации с цифрой «4»? Гармония и естественность: канонические формы квадрата и креста, 4 стихии, 4 времени года. Четвертая часть посвящена перерождению. Пары, символизирующие природные стихии (на коже танцовщиков появляются разноцветные пятна — «вода», «огонь», «земля» и «воздух»), находят своё место под древом жизни, в которое преобразится стела, и формируют корневые опоры для рождения новых поколений. Ведь каждый из нас — неотъемлемая часть большого гармоничного мира.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии Виктории Назаровой

Добавить комментарий