Вы здесь
Главная > Театр > «МНДЛШТМ»: Вне времени. Вне мира

«МНДЛШТМ»: Вне времени. Вне мира

В 2021 году исполняется 130 лет со дня рождения Осипа Мандельштама. Празднуем выпуском трибьют-альбома, в записи которого поучаствовали более 20 исполнителей — от Леонида Агутина до рэпера Oxxxymiron, спектаклем «Век-волкодав» от Гоголь-центра (он, правда, уже 4 года идёт) и премьерой театра «ЦЕХЪ». О последнем и поговорим: в конце декабря 2020 года Михаил Каргапольцев выпустил спектакль «МНДЛШТМ» — поэтическую мистерию по творчеству поэта. Со сцены звучат стихи, дневниковые записи и отрывки эссе Мандельштама. В постановке участвуют три актера — Денис Зыков (поэт), Виктор Бугаков (альтерэго?), Ася Ширшина (жена Осипа?). Олицетворяют ли исполнители конкретных людей или действие разворачивается в голове поэта и перед нами части его психики — вопрос открытый.

Пространство

Мистерия — один из жанров средневекового религиозного театра. Такие представления проходят в полумраке и часто изображают сцены из Библии. Преимущественно черная сцена «Цеха» с кирпичным задником и трубами, балками под потолком сразу же задает напряжение. Исписанные стихами пол и мебель добавляют давления. Появляется герой, и он — поэт на грани безумия. Увлеченный до одури, до потери памяти и забытья — увлеченный речью, ее ритмикой, смыслом, природой. Удивительно удалось «Цеху» создать одновременно сложное, давящее пространство мысли поэта и лёгкий план изображения этой жизни. Сценография — мастерство! Из двух шкафов и четырёх ламп вырастает пространство-трансформер: и котельная, и комната Осипа, и мастерская слов, и аудитория института, и зал суда. Безумие и свет — дополнительные участники спектакля. Поэзия всегда равнозначно существует в проявленном и метафизическом мире одновременно. У героев получается создать и заполнить это пространство между и общаться со зрителем через метафоры и намеки.

Содержание

Перед нами разворачиваются то ли воспоминания, то ли сны. Мы будто вместе с героем листаем страницы памяти и проносимся по точкам восприятия — любовь к ремеслу, ответственность быть Поэтом, друзья по творческому цеху, работа, признание и осуждение как две стороны одной медали, путь, стремления, мечты.

Несмотря на тонкую тему постановки, на мой взгляд, количество драмы преувеличено — хочется добавить объема полутонов эмоций, приглушить голос актеров и дать разгореться огню зрительской фантазии и полету мысли. За постоянным надрывом сложно увидеть идеи, да и устаёшь от этого быстро. Уж лучше где-то по спектаклю нужно будет прислушаться, подумать или прочесть после. Главный герой в исполнении Дениса Зыкова слишком прям и уверен в своём безумии, хотелось бы добавить переливов эмоций и сомнений, расширить шкалу переживаний. Больше всего впечатлила игра Виктора Бугакова. Образ будто бы вырастал, создавался, конструировал на глазах у зрителя, живо реагируя на реплики партнера. Браво! Мимика и пластика тоже были отыграны отлично.

Что в итоге?

В «Цехе» здорово, и мне было мало — приду ещё. Чувство свободы, отсутствия налета нафталина и не принуждающий ни к чему звук кофемашины перед спектаклем — это не столько про современность, сколько про легкость и индивидуальность, которых так часто не хватает театральной сцене.

Текст: Елена Свиридова

Фото: Михаил Ряховский

Добавить комментарий