Вы здесь
Главная > Изобразительное искусство > В круге Дягилевом. Пересечение судеб

В круге Дягилевом. Пересечение судеб

Выставка «В круге Дягилевом» в Шереметевском дворце открыта до 12 февраля. Это без преувеличения одна из самых интересных выставок этой зимы. Дягилев — организатор знаменитых «Русских сезонов» во Франции, создатель журнала «Мир искусства», оказавший сильное влияние на искусство и культуру всего мира: Пикассо, Матисс, Стравинский, Нижинский, Ида Рубинштейн, Матильда Кшисинская, Бенуа, Бакст, Чехов, Кокто, Маяковский — это далеко не все, с кем он успел поработать, чью любовь и ненависть смог заслужить.

Выставка интересна не только представленными портретами, но и подробным описанием жизни эксцентричного продюсера. Это выставка комикс, выставка лабиринт, путешествуя по которой вы совершаете балетные па: поворот, поворот, поклон. Чтобы не запутаться в последовательности стендов, можно взять план экспозиции на кассе музея. На внимательный осмотр выставки мы рекомендуем заложить более двух часов.

Выставка «В круге Дягилевом» построена как 12 сюжетов – 12 кругов жизненного и творческого пути, в каждом из которых личность Дягилева раскрывается через людей, которых он притягивал, отталкивал, с кем дружил, у кого учился, кем дорожил, чей талант он открывал, через тех, кто помогал ему и кому помогал он. Появление юного Дягилева в Петербурге и первые выставки; журнал «Мир искусства» и «роман» с Дирекцией императорских театров; первое наступление на Париж 1906–1908 годов; организация «Русских сезонов»; Первая мировая война; парад творческих манифестов: художественные «провокации», искушение европейским авангардом, а затем поворот к неоклассицизму – каждый период жизни Дягилева представлен в портретном ряде и обширных сопровождающих материалах – в так называемом «подстрочнике», рассказывающем о наиболее важных творческих событиях и включающем сцены из ключевых спектаклей тех лет. Взаимоотношения героев портретной галереи откомментированы в развернутых аннотациях. Их творческие споры раскрыты через цитаты из писем, публикаций того времени и мемуаров. Авторы выставки особо выделяют сюжет «Мечты о России. Невозвращение блудного сына» как трагический рефрен Дягилевской истории. Два сюжета – «Петербург. Начало» и «Смерть в Венеции» – закольцовывают экспозицию: образы имперской столицы России и мистического города на воде перекликаются, замыкая круги жизни и судьбы Сергея Дягилева.

Работы для выставки предоставили отечественные и зарубежные музеи, а также частные коллекционеры.

Партнеры и участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, ГМИРЛИ им. В. И. Даля, ГМЗ «Царское село», Дагестанский Музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Тульский историко-краеведческий областной музей, Смоленский государственный музей-заповедник, ЦВЗ «Манеж», Музей ИРЛИ РАН, Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, Российский национальный музей музыки, РГИА, KGallery.

Зарубежные партнеры: Национальный музей современного искусства – Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей изящных искусств (Руан), Музей Тиссена-Борнемисы (Мадрид), Национальная галерея современного искусства (Турин), Коллекция Отдела наследия CHANEL (Париж), Коллекция Иоанниса Контаксопулоса и Александра Прокопчука (Брюссель), частные коллекции.

Фото: Александр Шек

Добавить комментарий