«”Психея, душенька…” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму»

9 февраля 2021 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа прошла виртуальная церемония открытия первой выставки нового года – «”Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму».

Представленные на выставке произведения объединены общей темой – воплощение мифологического и литературного образа Психеи на протяжении разных эпох. Наиболее ярко сюжет мифа, а главное развитие иконографии и символики образов Амура и Психеи, отражают их изображения на драгоценных резных камнях – камеях и инталиях, – которые составляют почти половину экспонатов выставки.

Более 100 экспонатов, выставки объединены вокруг двух полюсов: с одной стороны – это новелла римского писателя II века Апулея об Амуре и Психее, с другой – «Душенька», «древняя повесть в стихах» Ипполита Фёдоровича Богдановича, созданная в конце XVIII века.

Мифологический сюжет не терял своей значимости на протяжении многих столетий. Обращаясь к античному мифу об Амуре и Психее, художники и скульпторы разных стран придавали его героям ту трактовку, которая была созвучна их времени и господствующему в искусстве стилю.

Выставка подготовлена Отделом Античного мира Государственного Эрмитажа под руководством заведующей отделом, кандидата искусствоведения Анны Алексеевны Трофимовой.

 «Одну из самых красивых и утонченных экспозиций Эрмитажа мы показываем вместе с Третьяковской галереей, которой мы очень благодарны за сотрудничество. Эта выставка о душе – Психее. История Амура и Психеи – это удивительная мифологическая сказка, за которой стоят размышления о душе и множество философских и теологических смыслов.

История Амура и Психеи, рассказанная Апулеем, и «Душенька» Богдановича – это общемировая история и русское искусство и культура – два полюса, которые всегда присутствуют в нашей жизни, а между ними множество великих произведений искусства, которые не исчерпывают, но ставят точки над всем сюжетом. В Новом Эрмитаже хранятся две великие скульптуры Кановы, посвященные истории Амура и Психеи. В Главном штабе у нас воссоздан зал московского особняка Ивана Морозова, для которого Морис Дени исполнил цикл декоративных панно «История Психеи» на сюжеты из «Метаморфоз, или Золотого осла» Апулея. Вокруг этого мы создаем круговорот философских идей, идей любви, души и изумительных произведений искусства», - рассказал Михаил Борисович Пиотровский.

Красота античного мифа не перестает нас удивлять. На выставке вы узнаете множество историй, рассказанных в глине, красках, резных камнях, воспетых живописцами и скульпторами. На этой экспозиции каждый сможет увидеть что-то свое. Это чудесная, сказочная античность, знакомая нам по сказкам – «Аленький цветочек», «Спящая красавица», «Белоснежка и семь гномов» и многим другим. Кто-то из посетителей будет увлечен мистикой и глубиной античных образов, ведь Психея – ΨΥΧΗ – душа, которая подобно бабочке стремительно покидает тело человека после смерти. А Эрот – это не просто бог любви, это носитель душ, который переносит души умерших в загробное царство. Кто-то будет увлечен эротикой чувственных образов, страстными поцелуями юных возлюбленных – Эрота и Психеи. Амур и Психея – это Ромео и Джульетта античного мира, это вечная история о любви, которая побеждает смерть, – отметила, открывая выставку Анна Алексеевна Трофимова, заведующая Отделом Античного мира. – Центральное место на выставке занимает цикл иллюстраций к поэме «Душенька» И.Ф. Богдановича, созданных Ф.П. Толстым. Это образ русской Психеи. Замечательный и важный раздел выставки, посвященный русской интерпретации мифа об Амуре и Психее, появился благодаря сотрудничеству с Третьяковской галереей».

К выставке подготовлен иллюстрированный научный каталог «“Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму» (СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2021. – 244 с. : ил.), авторы вступительных статей – научные сотрудники Государственного Эрмитажа  Е.И. Арсентьева, С.В. Кокарева и Ю.Г. Семенова.

Выставка «”Психея, душенька...” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму» входит в оба маршрута – № 1 (вход с Иорданской лестницы) и № 2 (вход с Церковной лестницы) по Главному музейному комплексу.

Выставка работает до 28 марта 2021 года.

Текст и фотографии предоставлены пресс-службой Государственного Эрмитажа

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения