Премьера «Три апельсина. Карнавал» в Театре Эстрады имени А. Райкина

Всё же удивительные эти сказки, трансцендентальные пласты народного творчества, одинаково притягательные для детей и взрослых. Что это за «гуси-лебеди» и почему они вдруг похищают Иванушку? Что это за «курочка Ряба» и зачем она сначала приносит золотое яйцо, а потом обещает простое? Что это за особенный «Аленький цветочек» такой и что это за загадочные «Три апельсина»? Только такие вопросы мы начинаем задавать, взрослея, набивая шишки на лбу от перманентной чечётки на граблях... Детям всё всегда ясно! Потому что это сказка. Там так и должно быть. Что-то во что-то превращается, кто-то кого-то испытывает. Добро борется со злом и благополучно побеждает. Есть свет и любовь, которые обязаны перекрыть тьму и осветить то, на чём мир стоит.
Нам так хочется разобраться в жизни, что мы продолжаем разгадывать сказки. Возможно, по этой причине молодой режиссёр И. Архипов сначала активно ставил спектакли для детей, а теперь захотел поиграть и со взрослыми. Он назвал свой спектакль «Три апельсина. Карнавал». Что-то его привлекло в этой фьябе Карло Гоцци, что-то близкое себе обнаружил в либретто оперы Сергея Прокофьева и что-то зацепило в комедийно-сатирическом варианте Леонида Филатова. Что?


Три апельсина... Которых в сценической версии И. Архипова не три, а один. Первые два удачно и весьма зрелищно заменены сначала «диффузным множеством» (О, сила реквизита! Не раскрываю секрет, ибо от визуального эффекта надо получить настоящее внезапное сказочное восхищение), а потом «статичным множеством». И лишь, как положено, почти в финале возникает тот единственный, основной Апельсин, который способен НАПОИТЬ (хотя тема воды убрана, но мы-то помним итальянскую сказку) жизнь принца Тартальи радостью, счастьем, любовью. И появление Девушки в белом, с роскошной гигантской фрезой-воротником, изумительного оранжевого оттенка, творит чудо - ипохондрия покидает принца. Он встречает своё сновидение, свою мечту, он заворожён и очарован.
Не знаю, насколько верна догадка, но мне кажется, что выбор одной актрисы на две роли - Королевы Селестины и Девушки в белом продуман постановщиком спектакля. В этом заключён первый ответ на вопрос - что могло привлечь молодого режиссёра в этой сказочной истории. Мне кажется, раньше такого решения не встречалось. Во многих версиях Королева Селестина и Король Сильвио вместе воспитывали своего меланхоличного сына Тарталью. Но в этом спектакле Рассказчик, приводя в движение подобранные им фигуры для своего сочинения, уже точно знает, что Селестина оставит бренный мир, её сын никогда не узнает материнской ласки и любви.
И вот когда зритель соединяет лицо Селестины, многократно появляющейся Призраком для Сильвио, и лицо Девушки из Апельсина в белом платье, то совершенно очевидной становится простая мысль - найденный Апельсин не что иное, как архитектоника бытия. То, что на земле имеет связь с небесным.


Вторая разгадка заключается в том, что найденный и отведанный Апельсин - это начало обретения себя, своего духовного, внутреннего мира. И его осветление. Ибо уныние - грех.
Карнавал, на который так рассчитывал страдающий и несчастный король Сильвио, который должен был помочь вывести Тарталью из состояния болезни и тоски, начнётся лишь после того, как принц преобразится магическим образом.


Третья разгадка оказалась идейно близка самому режиссёру - раскрытие творческого потенциала. Собственно говоря, это и есть его спектакль.
Спектакль чрезвычайно красивый, с талантливым актёрским составом. Настолько сильным, что даже сквозь традиционно принятые итальянские маски (к слову, восхитительные!) видна актёрская индивидуальность.
Конечно, невозможно не восторгаться костюмами! Они уже априори мощно-карнавальные, фантазийные, шикарные. Сочные краски, насыщенные тона просто необходимы для того, чтобы оттенить призрачное, голубовато-сизое, «водное» венецианское пространство сцены, поддержанное уникальной световой партитурой.


Свет в этой постановке - отдельный образ по имени Магия. Светотени, перекрёстные лучи, ажурные пятна, переходы и масса технических чудачеств! Сплошное упоение. Здесь всё продуманно досконально и не терпит жанровых сдвигов.


Премьера оказалась очень театральной, броской, затягивающей. Возможно, не всё, что транслируется со сцены, мы считаем верно, не всё оформим ясно в голове. Но ведь это же сказка, в которой и должно быть много вопросов. Нам предоставили возможность их задавать и пытаться разгадать тайные смыслы. Вроде бы именно для этого сказки придумываются, верно? Главное - научить распознавать, где зло, а где добро, что такое бескорыстие и человечность. Сказки заставляют мечтать и двигаться к цели, искать свои «три апельсина». И чтобы чувства захлёстывали!


И, может быть, найдётся много людей, кому подсказки, идеи и аллюзии нового спектакля Театра Эстрады имени Аркадия Райкина покажутся безумно привлекательными.

Текст: Эльвира Табуева

Фотографии предоставлены Театром Эстрады имени А. Райкина

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения