Вы здесь
Главная > Кино > Любовь, которая сильнее смерти

Любовь, которая сильнее смерти

Это было волшебное время, когда царил великий матриархат: женщины влиятельного клана правили на территории Северных полей и жили в ожидании любви… Они были всесильны, и любое их желание исполнялось, но в один миг все изменилось, и начался хаос…

6 февраля в прокат вышел новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Фантасмагорическая история о жительницах Северных полей, застывших во вневременье и в вечном ожидании любви. Фильм снят по сценарию Ренаты и является переработкой одноименной пьесы Литвиновой, которая шла в МХТ им. Чехова с 2017 года. В кинокартине задействованы Никита Кукушкин, Антон Шагин, Светлана Ходченкова, играет дочка Литвиновой Ульяна Добровская. Картина посвящена Кире Муратовой, учителю Литвиновой в кино.

Рената о фильме: «Я сочинила свою версию семьи и ее обитателей со своими незыблемыми законами. В конце концов — это семья, обладающая волшебством, способностью убегать и прятаться от смерти на векторе 13 часа. В каком-то смысле, это семья всесильных, но как они это странно используют — теряя своих любимых! Моя героиня, пожалуй, одержима верой дождаться своего Любимого — она в это верит и ждет, и она бессмертна».

Семья — преимущественно женщины. Клан возглавляет Вечная Алиса — самодержавная, глуховатая, но властная и влиятельная (роль исполняет Татьяна Пилецкая). Маргариту, дочь Алисы, и рассказчицу истории играет сама Рената. Роль ее чудаковатой сестры Лотты, хранительницы ключей и сбережений семейства, исполнила Галина Тюнина. Мужская половина в фильме представлена свитой — секретарь Кирилл Трубецкой и мажордом Василий Горчаков. Исключительная роль у Никиты Кукушкина — яркая, комичная, при этом неожиданно глубокая по драматической задаче. Он играет врача-хирурга Жгутика, несчастно влюбленного, как и все герои фильма. Сложная актерская задача у Софьи Эрнст. Пожалуй, самая глубокая ее работа в кино. Любимицу семейства и будущую невестку Маргариты, Фанни, сыграла дочь Литвиновой Ульяна Добровская. Удивительно видеть их одновременно в кадре — актрисы очень похожи, Ульяна перенимает манеру игры и поведения в кадре у матери. Стояла ли такая режиссерская задача — вопрос.

Рената Литвинова о работе с дочерью: «Ульяна никогда не училась на актрису — она учится в Королевской Академии искусств в Антверпене. Актрисой она бывает только у меня на проектах. Поэтому работать с ней легко. Можно прикрикнуть».

Причудливое готическое семейство местами мрачное и таинственное, местами — нелепое и жалкое. Масштабные декорации и саундтрек Земфиры. Атмосферу вечной зимы и винтажного празднования Нового года создают снежный сад и бескрайние белоснежные поля за окном. Хрустальные бокалы всегда наполнены шампанским, блестки и бой курантов почти в каждой сцене. Вишенкой на торте, точнее шпилем на готическом соборе (здесь такое украшенные уместней), выступает появление оперной дивы, роль которой мастерски исполнила Хибла Герзмава. Музыку, конечно, традиционно, как и ко всем остальным фильмам Литвиновой, написала Земфира. Реверансу в адрес ее таланта отведены три минуты картины — на экране Литвинова за рулем, метель и музыка Земфиры. Миниатюрный фильм в фильме.

Кино начинается на мосту. Кажется, будто на том же самом, на котором была последняя сцена фильма «Богиня. Как я полюбила», а главную героиню зовут также, как героиню «Последней сказки Риты». Совпадение ли это? Или загадочная игра контекстов, которую так любит Рената? Ясно только одно: мы оказываемся в киновселенной Литвиновой. Тут нет постоянных форм, а повествование складывается по законам грёз и фантазий. Закадровый голос актрисы старается направить внимание зрителя, но тщетно: сознание запутывается и теряется в многочисленных узорах и деталях на экране. Все, что мы видим, и сон, и реальность одновременно. С первых минут Литвинова погружает зрителя в гипнотическое состояние: эклектичные кадры, где узор находит на узор, гиперреалистичные декорации, как-будто снятые на повышенной четкости кадры, помпезные наряды, в каждой сцене — новые. Большую работу проделали художники по костюмам и оператор.

Браться за пересказ этой готической картины не хочется — снизит уровень величия и пафоса. Приходите в кинотеатр понаблюдать за красотой, насладиться горечью неутоленной жажды любви и посмаковать декадентские настроения. Идеально для холодной зимы и темных вечеров. Почти все два часа фильма — про неутолимую тоску и великую традицию, которая ветшает, так и не найдя для себя места в новом мире. Поэтично, антиутопично, красиво и очень грустно. Но не спешите доставать револьвер! Великая печаль не окутывает черной тоской, а приглашает за грань — поразмышлять о вечном, о жизни и смерти, о реальности любви, о природе одиночества и о судьбе. Любовь и смерть всегда были рядом в творчестве Литвиновой. Любовь как случайная смерть, а смерть — как лишь мнимая преграда для любви.

«Северный ветер» — красивая и грустная история о каждом из нас. Не являемся ли мы этим же вымирающим кланом? И возможна ли встреча с тем Любимым, которого мы ждём всю жизнь? 

Текст: Елена Свиридова

Добавить комментарий