Вы здесь
Главная > Театр > «Я-жена гения»: музыкально-литературное путешествие во времени

«Я-жена гения»: музыкально-литературное путешествие во времени

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — этой знаменитой цитатой начинается спектакль «Я — жена гения» режиссера Марины Сень, посвящённый 175-летию со дня рождения Софьи Андреевны Толстой, супруги и соратницы Льва Николаевича Толстого. Премьерный показ состоялся в Большом Зале Филармонии 14 декабря.

Главные роли в музыкально-литературной композиции исполнили Народная артистка России Светлана Крючкова и заслуженный артист России Сергей Барковский. Сюжет строится на воспоминаниях четы Толстых — с момента их венчания и на протяжении 48 лет, которые они прожили вместе. Действие переносится из Ясной Поляны в Хамовнический дом, а затем — на станцию Щёкино, куда писатель отправился в своё последнее путешествие.

Семейная жизнь, полная счастья и иллюзий, быстро сменяется разногласиями, ссорами и охлаждением — Толстой не таит от юной жены бурные любовные похождения и страсть к азартным играм и сам даёт ей прочесть свои дневники, тем самым нанеся тяжёлую душевную травму. Меняется и его отношение к женщинам: «Они так искусно притворяются, что никто не видит их, какие они в действительности, в особенности, пока они молоды».

Образованная и одарённая музыкальными, литературными талантами, имеющая склонность к рисованию и языкам, Софья Толстая на протяжении всей жизни несла бремя «жены гения», была секретарём писателя, набело переписывая его черновики, вела домашнее хозяйство. «Я – удовлетворение, я – нянька, я – привычная мебель, я женщина», – пишет она. Тринадцать детей родила она и пятерых похоронила. Общее горе — потеря их младшенького, Ванечки, любимца Льва Толстого — на какое-то время сблизило супругов. А в нежной дружбе с композитором Сергеем Ивановичем Танеевым, к которому Лев Толстой ревновал супругу, Софья находила отдушину, утешение и возможность применения своих творческих способностей.

Несмотря на то, что действие спектакля происходит на площадке Большого зала Филармонии, есть ощущение камерности, интимности, порой даже возникает ощущение неловкости — словно от подглядывания за жизнью семьи. Такой эффект достигается благодаря бережному и вдумчивому обращению к эпохе — всё в спектакле органично, даже музыканты одеты в чёрно-белые костюмы в дворянском стиле и вовлечены в действо — их голосами звучат многочисленные герои Толстого — Анна Каренина, Андрей Болконский, Наташа Ростова.
Великолепна работа со светом — приглушённым, окрашивающим сцену то в багровые тона, то наполняющим солнцем, то озаряющим холодным блеском.

Музыкальная основа, тонко вплетённая в сюжет, включает произведения Бетховена, Танеева, Шостаковича, Шопена, Баха, Мендельсона, Шнитке в исполнении гениальной пианистки, лауреата молодежной премии «Триумф» Полины Осетинской, Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением Ярослава Забояркина и Струнного квартета имени Танеева.
Недаром говорят, что за каждым великим мужчиной стоит не менее великая женщина. Кто знает, удалось ли Льву Николаевичу создать столько же литературных шедевров, не будь рядом с ним преданной Софьи Андреевны: «Сорок восемь мучительных лет, полных счастья, я любила только его — до последнего вздоха».

Текст: Наталья Стародубцева
Фото: Елена Козлова-Гатовская

Добавить комментарий