Вы здесь
Главная > Театр > Бесконечное путешествие Герды

Бесконечное путешествие Герды

Лирический хоррор по мотивам сказки Андерсена и текстов поэта-модерниста Рильке — так звучит жанр спектакля «Комната Герды» Яны Туминой, который живёт на площадке театра Особняк вот уже почти три года. Постановка — лауреат премий «Золотая маска» 2019, «Золотой софит» 2018 и международных фестивалей. «Комната Герды», как и другие спектакли Яны Туминой, создающей особые миры, полные изобретательности и волшебства, предназначена для семейного просмотра. Режиссёр так характеризует своего зрителя: «простодушный взрослый и думающий ребенок».


«Что если?» — задаётся вопросом режиссёр. Что если Герда, та самая бесстрашная девочка, которую воспел Андерсен, на самом деле так и не отправилась в опасное путешествие? Что если поиски Кая были лишь её фантазией, безумием? Что если состарившись, она так и продолжает это путешествие внутри своей памяти, несёт на себе груз вины за то, что не спасла брата, и стремится воссоединиться с ним — в этой жизни или по ту сторону?


Спектакль открывается сценой в полупустой комнате с Гердой-старухой, еле переставляющей ноги, с застывшей маской на лице и пустыми глазницами. Становится страшно — от осознания беспомощности и одиночества старости. Герда собирается завтракать — но каждое движение ей даётся с трудом — вещи будто проказничают — стремятся выскользнуть, убежать, сломаться.


В какой-то момент рой воспоминаний, которые теснятся в её душе, выпархивает наружу, как бабочки. Она начинает вспоминать — и отправляется в метафизическое путешествие на поиски Кая. Тут и комната оживает — на фотографиях двигаются изображения, шагают по комнате заветные алые башмачки — мечта детства. Тёплая ладонь выскальзывает из пиджака на вешалке и сжимает руку Герды, а та не может вновь отпустить её, желая впитать в себя каждой клеточкой тела запах любимого ушедшего человека.


Актриса Алиса Олейник исполняет множество ролей — она и беззаботная девчонка, играющая с братом, и комичная одноглазая разбойница, и душевная лапландская бабушка, и пугающая старушка-Память в чепце, перебирающая чётки-витражи.


Есть в спектакле и второе действующее лицо — Комната. Ее роль, а, вернее, того, кто оживляет все предметы будто внутри шкатулки волшебника, исполняет Дмитрий Чупахин. Благодаря ему расцветают розы, где-то в облаках парит величественная Снежная Королева (работа художника Киры Камалидиновой), идёт снег-град, выглядывает мудрый олень, а ворон-указающий перст показывает дорогу к Каю.

«Комната Герды» изящно и тихо визуализирует страх потери и одиночества, а ещё — тяжкий груз вины, который подчас остаётся с человеком на всю жизнь. Так и Герда в финале взваливает на спину непосильную тяжесть из огромных сосулек и отправляется в последнее путешествие к Каю. Он давно её ждёт.

Текст Натальи Стародубцевой

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий