Вы здесь
Главная > литература > «Я пришел к Рождеству с пустым карманом…»

«Я пришел к Рождеству с пустым карманом…»

Концерт «Я пришел к Рождеству с пустым карманом», приуроченный к 80-летию со дня рождения Иосифа Бродского, состоялся 21 ноября на большой сцене театра «Мюзик-Холл».

Актер театра и кино Владимир Кошевой прочел цикл рождественских стихов Бродского в сопровождении симфонического оркестра «Северная Симфония» под управлением художественного руководителя театра Фабио Мастранджело. Прозвучали композиции Моцарта, Баха, Генделя, Шнитке, Перголези, Стравинского, Пёрсела, Монтеверди, Гайдна, Корелли, Вивальди. В концерте приняли участие солистки театра «Мюзик-Холл» Анна Викулина, Елизавета Михайлова, Анастасия Некрасова.

Директор театра Юлия Стрижак рассказала, что «Ранней весной Володя (Владимир Кошевой) обратился ко мне с предложением — он прочитает в нашем театре рождественские стихи Бродского в сопровождении оркестра и хора. Мне идея сразу понравилась. Вскоре стало ясно, что май встретим в условиях изоляции… В связи с этим 80-летие поэта прошло не слишком заметно. Мы решили перенести проект памяти Иосифа Бродского на осень, Российский фонд культуры нас поддержал. И вот сегодня, 21 ноября, на большой сцене театра «Мюзик-Холл» состоялся концерт «Я пришел к Рождеству с пустым карманом…» В название программы легло начало «Речи о пролитом молоке» 1967 года. Мне показалось, что эта строка созвучна состоянию многих людей сегодня: не только безденежье, но и внутреннее опустошение, тревога. Режиссер концерта Виктор Высоцкий предложил выстроить на сцене два пространства — полторы комнаты Бродского в Ленинграде и рабочий кабинет поэта в Нью-Йорке. Как известно, каждый год к Рождеству Бродский писал стихи; первое написано в 1961 году в Ленинграде, последнее в 1995 в Америке. Кошевой и Высоцкий решили не соблюдать хронологию, придумали свою линию, шли за смыслом и музыкой (Бах, Перголези, Гайдн, Стравинский, Шнитке, джазовые композиции). Так родился проект, оригинальность которого состоит в созвучии цикла рождественских стихов Бродского, музыкальных пристрастий поэта и музыки, питающей его поэзию, а также видеоконтента, отражающего духовные искания Бродского, напряженную интеллектуальную атмосферу Ленинграда 60-70-х годов. В основе видеоконтента — отдельное спасибо художнику Вадим Дуленко — картины любимых художников Бродского Пьеро делла Франческа, Джованни Беллини, Рембрандта, фотографии и видеохроники разных лет, а также абстрактные образы, созвучные сложной многослойной поэзии Бродского. По словам Бродского, «лучшая поэзия, которую мы знаем, «музыкальна». В концерте прозвучали фрагменты оратории Stabat Мater Перголези, о которой сам поэт говорил, что она произвела на него «невероятное, сильнейшее впечатление»; музыка Вивальди — по словам Бродского, «этот человек столько раз меня спасал»; произведения Гайдна, которого Бродский ценил за абсолютную непредсказуемость; «Сюита в старинном стиле» Шнитке – композитора, в творчестве которого он видел общие принципы с собственной поэзией; сочинения Моцарта, Перселла, «Серенада лунного света» Гленна Миллера«.

Концерт стал настоящим рождественским чудом, случившимся немного раньше срока, для всех любителей поэзии и хорошей музыки.

Фото: Александр Шек

Добавить комментарий