«Сегодня расписался с одной, завтра с другой»: водевиль по-советски в театре «Комедианты»

Какие у вас возникают ассоциации при слове «водевиль»? Игривые, смешные зарисовки о жизни аристократов 19 века с музыкальными номерами? Этот жанр с незамысловатым, лёгким сюжетом был особенно популярен в Российской империи в начале 19 века — как и мода на всё французское. Второе дыхание водевили обрели в советском кино 1970-1980 гг. («Гусарская баллада», «Соломенная шляпка») - и время действия в них - тоже изящный 19 век. А что скажете, если в жанре водевиля создать спектакль о построении социализма? Невозможно, говорите? В театре Комедианты играют спектакль «Сегодня расписался с одной, завтра с другой» по пьесе советского писателя, поэта, сценариста и журналиста Валентина Катаева "Квадратура круга", премьера которого состоялась 13 октября 2020 года.

Режиссёр Захар Черезов решил сразу подготовить публику к несерьезному жанру, заменив сложное и непонятное название пьесы на легкомысленное. Несмотря на пропаганду строительства социализма, идейность и целеустремленность молодёжи тех лет ничто человеческое было им не чуждо! Сегодня кажется невероятным, что можно расписаться в ЗАГСе на следующий день после знакомства (хотя вспомним, например, пьесу Михаила Зощенко «Свадьба» и невезучего жениха, который никак не может отыскать и узнать свою невесту среди гостей). Но именно так - познакомившись и расписавшись с невестами буквально сразу же — и одновременно! - два соседа - Вася (Станислав Воронецкий) и Абрам (Роман Ишимов) запускают цепь из невероятных событий. Дело в том, что живут они в одной комнате — и даже кровать у них одна на двоих (спят на ней по очереди) да есть ещё скамейка из парка. И ютиться двум парам, создавшим новую ячейку общества, придётся в одной комнатке. Этично ли это? А этично заглядываться на жену своего друга?
Ведь Вася узнаёт в суровой комсомолке - жене Абрама — Тоню (Ксения Иванова), свою первую любовь, которая внезапно пропала несколько лет назад! А Людмила (Кристина Комкина), Васина супруга, сразу влюбляет в себя Абрама своей игривостью, заботой и созданием домашнего уюта.

Чем близок нам, миллениалам, сюжет о строительстве социализма с его бравыми речами, пропагандой и стремлением слиться с толпой, не выделяться, как эта скверная буржуазия, скажете вы? Пусть и чересчур утрированно, в спектакле показаны проблемы современных людей — и жизнь в стеснённых условиях (если не в коммуналке, то в студии, в которой подчас живут семьи из 3-4 человек), и что всегда нужно говорить и обсуждать проблемы, а не замалчивать их, боясь обидеть человека. А ещё — что любовь не заменишь трезвым расчётом, и каким бы подходящим ни казался тебе человек по идейным соображениям, сердце всё равно отыщет того самого, неидеального - но самого лучшего именно для тебя.

Множество нелепых и смешных ситуаций подано в спектакле с шутками, музыкальными номерами — но кажется, что всего чрезмерно. Не покидает ощущение натужности и искусственности. Создатели, пытаясь передать атмосферу советского кино, перестарались — получилась эдакая плоская глянцевая открытка — а вот если уменьшить градус легкомысленности, позволить актёрам играть искреннее, вдумчивее, не стремясь насмешить зрителя каждую секунду, постановка преобразится и заиграет новыми красками.

Текст: Натальи Стародубцевой

Фото: Александр Заборщиков

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения