«Музы сопротивления» на сцене Музкомедии: «Раз я способна видеть красоту — я не сломлена!»

«В театр шли за последней радостью и играли — как в последний раз» (Алла Кузнецова, школьница блокадного Ленинграда)

Возможно ли говорить о блокаде, да ещё с театральных подмостков? Как вообще играть роль, не сваливаясь в фальшь — ведь прочувствовать и передать то, что проживали жители города в те страшные месяцы, невозможно? Поэтому особенно ценны не пафосные и патриотичные постановки о блокаде, а тонкие, интеллигентные и искренние — такие, как «Гетакомба. Блокадный дневник» в Театре на Литейном и «872 дня. Голоса блокадного города» в театре «Суббота». Теперь их список пополнился проектом Dance Open «Музы сопротивления: Хрупкий голос непреклонного города», представленным на сцене театра Музкомедии 14 ноября. Спектакль Руслана Кудашова – посвящение блокадному Ленинграду, бережное обращение к письмам, мемуарам артистов балета, драмы, оперетты, писателей и музыкантов.


Да, они не сражались с оружием в руках, но вели бой — своей силой, непокорностью, талантом преодолевая страх жителей осажденного города и даруя им надежду. Артисты Большого симфонического оркестра Радиокомитета, Театра оперы и балета им. Кирова и Ленинградской оперетты добровольно решили не покидать Ленинград, а продолжать работать, поднимая дух жителей, давая выступления каждый день (а иногда и по несколько в день) - под звуки артобстрела и бомбёжек. Как сказал Юрий Юрьев, народный артист СССР, один из основателей БДТ: «Мы артисты, наше дело – работать. В любых обстоятельствах».


Даже в самую тёмную и страшную зиму, даже когда норма хлеба устанавливается до немыслимых 125 граммов в день — они продолжают творить — в полных залах, только без аплодисментов — просто у зрителей уже не было сил хлопать…


В спектакле звучат воспоминания артистов Ивана Нечаева, Нины Пельцер, балерины Натальи Дудинской, писателя Даниила Гранина, поэтессы Веры Инбер, певицы Клавдии Шульженко и многих других жителей блокадного Ленинграда. Простые, житейские и удивительно светлые истории рассказывают современные артисты разных жанров — Максим Леонидов, создававший музыку переходного периода, общественный деятель и народный артист РФ Николай Буров, артист БДТ им.Товстоногова Михаил Морозов, исполнитель «лёгкого жанра» - оперетты - Павел Григорьев, народная артистка России Ирина Мазуркевич. И, конечно, Ксения Раппопорт, само воплощение современного театрального Петербурга. Её так любят снимать за границей, но именно в Петербурге её талант, магнетическая красота и мощь раскрываются с невероятной силой.


Сценография спектакля решена максимально лаконично - лишь стулья, репродукторы и экраны, на которых транслируются документальные хроники — фотографии заснеженного города и его жителей. Больше и не нужно.


Удивительно, что в воспоминаниях блокадников не только страх и боль, но и любовь, и юмор! Оказывается, знаменитый номер про «Синий платочек» был создан буквально на коленке, это чистая импровизация — но она покорила сердца людей и номер был показан бесчисленное количество раз!


Самым пронзительным моментом спектакля был эпизод про балерину Наталью Сахновскую в исполнении Ксении Раппопорт. Наталья, почти умирая от голода, видит купола Спаса-на-Крови, искрящиеся на солнце, решётку Михайловского сада - и не может сдержать слёз от этой красоты. И она твёрдо решает — если может чувствовать ещё эту красоту, значит будет бороться и жить!
И ведь не выживали — жили! Вопреки всему улыбались, ходили в библиотеки и театры, читали, слушали музыку... в самые тёмные времена спасением человечества всегда оставалось искусство!

Текст Натальи Стародубцевой

Фотографии Стаса Левшина и Владимира Черенкова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения