Вы здесь
Главная > Театр > Живая и мертвый

Живая и мертвый

Премьерный показ моноспектакля «Когда наступит ночь» состоялся 8 ноября в театре ЦЕХЪ. Режиссер Екатерина Ханжарова положила в основу своей работы текст драматурга и писательницы Нины Садур «Чудесные знаки спасения» и песни рок-поэта Александра Башлачева.

Спектакль – болезненный монолог девушки Нины, пронизанный тоской и одиночеством. Ненависть к соседям (ах, какие колоритные у них прозвища – Жопа и Сальманелла!), остервенелое желание сотворить им какую-нибудь месть-пакость, воронка глухой пустоты внутри. Единственный собеседник – ветка за окном, и лишь ей Нина может пожаловаться на жизнь. Кажется, так идет год за годом, и не видно просвета в этих серых монотонных буднях. Но все меняет случайное знакомство с молодым Сашей. Он носит на груди «маленький колокольчик чистейшего серебра», смотрит в упор серыми глазами, пьет чай с сахаром и поет песни собственного сочинения. Песни, кстати, Нине  не нравятся, но исключительно из вежливости она их хвалит. И вспыхивает между Ниной и Сашей сложно-непонятное чувство: не любовь, не дружба, не привязанность, не духовное родство, а что-то такое неназываемое, неосязаемое. Одиночество в комнатушке уже не кажется столь болезненным, песни Сашины внезапно можно уже услышать из соседского окна. Только вот что-то в гости он не заходит. А однажды Нина из случайного обрывка газеты узнает, что Саша к ней больше никогда не придет. Он уже сделал свой решительный последний шаг – в окно.

История, в которой Башлачев не назван по фамилии, но приметы и факты биографии, не говоря уже о песнях, раскрывают все карты. Вторая часть спектакля посвящена подробной и весьма болезненной (смотреть невыносимо!) рефлексии на тему его смерти. Всегда тяжело поверить в уход из жизни близкого человека, нет никакой возможности смириться с потерей. И безутешна Нина, и приходит к ней ненастоящий Саша с фальшивыми блестящими зубами в кошмарном сне, и вновь падает в зияющую пропасть окна. Все совсем другое теперь в жизни Нины. Только ветка одна прежняя и осталась. И звучит непрерывно нескончаемый монолог живой одинокой Нины, обращенный к так рано ушедшему Саше Башлачеву.

В постановке главным местом притяжения является мощный самобытный текст Садур. Местами острый, местами грубый, порой максимально странный и пугающе дискомфортный – он вводит зрителей в своего рода гипнотическое состояние. Не оторвать глаз и от исполнительницы единственной роли – актрисы Анны Трояновой. Образ Нины она не просто примеряет на себя, она полностью растворяется в нем, без единого намека на фальшь. Невероятную творческую работу проделал и художник Алексей  Порай-Кошиц. Созданный им мир миниатюрного коммунального персонального ада в виде крохотной комнаты притягивает и не отпускает. Ни одной лишней детали: вот просторное окно, своеобразный символ свободы, вот ворох пожелтевших газет, вот одинокий скромный чайник на столе. Скудные предметы обихода как детали образа невеселой жизни. В результате возникает  почти физическое ощущение сопричастности с судьбой несчастной Нины и мощное желание немедленно освежить в памяти башлачевские строки:

Отпусти мне грехи! Я не помню молитв.
Но если хочешь — стихами грехи замолю,
Но объясни — я люблю оттого, что болит,
Или это болит оттого, что люблю?

Текст: Марина Константинова
Фото: Наталья Кореновская

Добавить комментарий