«Герб города Эн»: «Кто сказал, что «на дне» жизни нет?»


21 ноября в Камерном Театре Малыщицкого состоялась премьера спектакля «Герб города Эн». Постановка по пьесе современного драматурга Светланы Баженовой продолжает тему предыдущих работ режиссёра Петра Шерешевского («Чайки» и «Дании тюрьмы») - исследуется Художник, раскрывается тема его предназначения и взаимоотношения с близкими людьми.


«Мне за 60, а ничего не сделано для вечности!” - грустно констатирует главный герой Торик (Олег Попков), резчик по дереву. Всю жизнь он вырезал гномов и зверей для детских площадок, но «не по таланту был расход». И вот наконец ему выпал шанс, быть может, дело всей его жизни — создать герб на воротах главной площади условного города Эн. Стремясь сотворить нечто, что останется на века, Торик всё больше отдаляется от семьи — двое взрослых сыновей и вовсе перестали с ним общаться, жена, все 20 лет страдавшая от аллергии на краски и лак, не выдержала и съехала. Лишь изредка Тамара (Светлана Балыхина) появляется, чтобы проведать потерявшего счёт времени мужа и втайне мечтает, чтобы и проклятый герб, и мастерская сгорели, и они с Ториком посвятили оставшиеся годы жизни друг другу.


Чтобы подзаработать, герой решает сдавать освободившуюся комнату — и новые жильцы не заставят себя ждать! Молодая семья - сумрачный Тошик и разговорчивая Лиза (Алина Кикеля) - разнообразит будни Торика.


Затаив дыхание, зрители наблюдают за противостоянием Торика и Лизы — но не вечным конфликтом отцов и детей, а философскими вопросами о месте творца в этом мире, о значении искусства.
Счастливы ли те, кто всю жизнь посвящает созданию прекрасного, забывая про любовь близких, про сон, про еду, опускаясь на самое «дно» в безуспешных поисках вдохновения?


Вот Лиза тоже «на дне». Она не стремится к самореализации, ей нравится выпивать, мыть полы в детском саду и она готова всю жизнь провести в одной комнате с Тошиком (Андрей Жилин), любуясь его затылком. «Не душа - тончайшее кружево» - говорит она про Тошика, объясняя его молчаливость. Весь зал, к слову, окутан кружевными занавесками — на полу, на стенах. Но их постепенно вымещают ковры — комната, в которой поселились молодые, сплошь увешана громоздкими старыми коврами. Так и слабый Тошик задыхается в объятиях Лизы, словно в этих затхлых коврах, и стремится вырваться из-под её гиперопеки на волю и начать новую жизнь. А Лиза..будет и дальше ждать его в своём ограниченном мирке — словно бомбоубежище, готовое принять и спасти в случае катастрофы.


Интересен эпизод с демонстрацией герба - в качестве произведения искусства выступают зрители - создатель Торик любуется ими, дотрагивается до лиц, очерчивает линию скул. Зрители — пусть и воображаемые — всегда неотделимы от творчества, и Торик мечтает, что не за горами заслуженное признание. Если повезёт, через много лет Автора будут помнить потомки — а может, его имя канет в Лету. Так стоит ли оно того? На эти и многие вопросы ни автор пьесы, ни режиссёр не дают однозначного ответа. Но вспоминая этот странный 2020 год, становится понятно, что без искусства человечеству справляться с происходящими бедами было бы гораздо сложнее. Искусство даёт силы, облагораживает, вдохновляет нас, и надо чтить творцов и их близких, которых зачастую приносят на алтарь творчества.

Текст Натальи Стародубцевой

Фотографии предоставлены Камерным театром Малыщицкого

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения