«Жизнь за царя»: о народовольцах и о нас с вами

Темнота, свечи, растворы для проявки фотографий, развешанные чёрно-белые фотокарточки людей давно ушедшей эпохи… Нет, это не фотолаборатория. Это фойе Karlsson-хаус, на площадке которого 24 октября был сыгран спектакль "Жизнь за царя" , обладатель премии "Золотой софит" 2014, "Золотой Маски 2015" в номинации "Лучший спектакль малой формы". Постановка "Театро Ди Капуа" посвящена членам партии "Народная воля" и основана на письмах, выступлениях, речах на суде, мемуарах революционеров.
"Жизнь за царя" играют уже 5 лет на чердаках, в церквях, катакомбах, галереях и музеях, конспиративных квартирах, в России и Европе.
И как так вышло, что история о революционной подпольной организации, о которой мало кто помнит, неожиданно обретает очень актуальное звучание?

Необычно начало спектакля в фойе со вступлением Андрея Жукова и импровизированной фотолабораторией. По его словам, медитативная проявка фотографий сродни взгляду вглубь других эпох, на исторические события и людей того времени. И не зря погружение в действо происходит не в условном цехе по созданию динамита, а в комнате для проявки фотокарточек — ведь в современном мире фотографии, выложенные в сеть, работают почище эффекта разорвавшейся бомбы.

Зачитав два разительно отличающихся письма миротворца Льва Толстого к царям — Александру III и Николаю II - с разницей в 20 лет и парадокс о теракте от Достоевского, актёр приглашает зрителей в зал, который больше смахивает не на конспиративную квартиру, а на уютную гостиную — с рождественской елью и игрушками, гитарами, обеденным столом.


А дальше…звучат голоса - Веры Фигнер, Андрея Желябова, Софьи Перовской, Макара Тетёрки, Николая Кибальчича, Веры Засулич, Геси Гельфман, Софьи Бардиной, Степана Халтурина — пламенные, горячные, желающие встряхнуть, сжечь, поломать миропорядок — и выстроить заново новую жизнь.

Идея спектакля принадлежит потрясающей Илоне Маркаровой, кроме неё играют роли сразу десятка реальных исторических личностей Павел Михайлов, Александр Кошкидько, Игорь Устинович. Документальность, длинные монологи, зачитывание уставов партии и писем могли бы показаться скучными, но они приправлены такой дикой жаждой жизни, театрально-размашистой, чуть абсурдистской, но чрезвычайно «вкусной» игрой — с танцами, песнями, перевоплощениями — что невозможно оторваться, боишься пошелохнуться, словно и в самом деле присутствуешь на собрании заговорщиков.

Главная заслуга создателей — безоценочное суждение. Персонажи не выставляются героями или злодеями, и зритель, привыкший к подсказкам, поначалу теряется, но потом начинает размышлять — живи он в то время, принял бы сторону революционеров, избравших путь террора? А что если сейчас — то же самое время с ущемлением прав и уничтожения вышей ценности — свободы слова, с попытками и желанием изменить режим и невозможностью это сделать?

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии Ю.Неменова

Отзывы

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения