Вы здесь
Главная > Театр > «Репортаж с петлёй на шее»: горькая исповедь о геноциде

«Репортаж с петлёй на шее»: горькая исповедь о геноциде

18 октября в Катакомбах Петрикирхе состоялся «Репортаж с петлей на шее» Театро Ди Капуа. Моноспектакль Илоны Маркаровой вошел в Лонг-лист фестиваля «Золотая маска» 2020 и получил приз обществ «Театрал». Это высказывание, полное боли, о национализме, геноциде и бессмысленности и жестокости войн.


Площадка спектакля — Катакомбы Петрикирхе (в стенах которой в разное время находились и бассейн, и склад овощей — при этом интерьер полностью уничтожался) — как нельзя лучше соответствует атмосфере. Представьте подвал, куда ты спускаешься в темноте, абсолютная тишина, будто вакуум, в которой звучит голос актрисы. Легко вообразить, что там, наверху, творится нечто ужасное. И вдруг посередине спектакля — буквально на пару минут — звуки музыки, которые доносятся издалека, прорываются словно ростки жизни.

В основе постановки — частная история мирной жительницы Раисы Мустафаевой, которая во время войны в Чечне оказалась заложницей в подвале собственного дома. Шанс покинуть родину и спастись был, но героиня предпочла остаться — не могла бросить книги — их она собрала за свою жизнь аж 15 000 томов! Они и были её лучшими друзьями долгие годы, и предать их она не могла. Как и спасти. И спастись самой.


Создательница спектакля и исполнительница главной роли Илона Маркарова сознательно убрала какие-либо географические уточнения и национальность героини — так она словно воплощает в себе образ всех народов, когда-либо притесняемых. Перечисление этносов по алфавиту, как в энциклопедии, красной нитью проходит через всё действо.


Минималистично оформление пространства — окно, сквозь которое льётся слабый свет фонаря, стул со вторым актёром — молчаливым стариком, смотрящим куда-то вдаль и, наверное, вспоминающим счастливую юность..или скорбящим об утрате. Актрису почти не видно из-за слабого освещения, и она играет голосом — всеми его гранями, умело расставляя акценты. С горечью рассуждает о том, что есть великое показное Добро, навязываемое государством и религией — и настоящая доброта и человечность. Перемежается монолог отрывками из книг, которые могла читать Раиса Мустафаева в оккупированном городе — Х. Л. Борхеса, М. Лермонтова, О.Мандельштама, Ф.Достоевского.


В финале Илона Маркарова исполнит песнь-плач о невестах, которые ждут своих любимых с войны. Выстрел — и окно обагряется кровью, алой, как маки, которые возложат девушки на могилы своих женихов.

Текст: Наталья Стародубцева

Фотографии из открытого доступа

Добавить комментарий